Трагедия в Лефортово: что заставило московского банкира пойти на убийство семьи

31.08.2024, 15:25

Видеосюжет: Алексей Симахин
Видео программы «Центральное телевидение»

25 августа обычный банковский служащий Александр Липатов выбросил с 16-го этажа своего сына, а вслед за ним свою жену. На допросе убийца во всем обвинил голоса в своей голове. Это они посоветовали ему избавиться от жены, потому что она демон, и от собственного ребенка, потому что голоса убедили Липатова, что это — «сын самого Сатаны». Как нормальный с виду человек превратился в чудовище, одержимое демонами? И почему закон в таких случаях не может защитить жертв и наказать убийцу, а медицина и наука тоже оказываются бессильны?

Все случилось в престижном ЖК в московском районе Лефортово. Сначала из окна 16-го этажа выпал ребенок, а за ним его мать.

В евротрешке на 16 этаже жили никакие не маргиналы. Глава семьи — начальник отдела в банке. Квартиру пришлось брать штурмом. Самого убийцу, страдающего, как выясниться позже, острой формой психоза, отвезли в реанимацию. Диагноз — передозировка антидепрессантами.

Когда Александр Липатов пришел в себя, то на первом же допросе он открыл тайну умопомрачения и рассказал о голосах, которые подсказали ему, что его жена — демон, а двухлетний сын — ребенок Сатаны.

Ким Хронистер, клинический психолог: «В данном случае, скорее всего, мы наблюдаем сочетание чувства безнадежности и импульсивности. Антидепрессанты в таком случае могут помочь, но, если у вас биполярное расстройство, следует обратиться к психиатру, потому что при приеме антидепрессантов возможно усиление мании, а неверно подобранный нормотимик может привести к развитию мании и вот к таким трагическим последствиям».

И таких трагических случаев по всему миру тысячи. Дэвид Кармайкл — в прошлом спортивный тренер из Торонто. Как и Липатов, страдающий острой формой психоза канадец переборщил с антидепрессантом и задушил своего 11-летнего сына.

Дэвид Кармайкл: «Я задушил его. Положил его на середину кровати, прижал его руки к груди и сказал ему: „Знаешь, теперь ты в лучшем мире“».

Дэвида судили за убийство первой степени, но судья постановил, что он не несет уголовной ответственности из-за психического расстройства, вызванного глубокой депрессией. Вместо тюрьмы его отправили в лечебницу, из которой он вышел спустя 4 года.

Дэвид Кармайкл: «Мне потребовалось около двух недель, чтобы начать выходить из своего психоза. И я проплакал целых три дня. Я не мог поверить в то, что натворил. Я не только лишил жизни Йена, но и разрушил свою семью».

Неужели таблетка, прописанная врачом, может стать причиной неадекватности, немотивированной агрессии и даже может превратить нормального человека в убийцу?

Кэрол Либерман, психиатр: «Иногда антидепрессанты становятся причиной агрессивного поведения. У некоторых людей могут случаться маниакальные эпизоды. В США люди часто страдают от депрессии, от тревожного расстройства, других заболеваний. И вот они идут к психиатру, психиатр выписывает им лекарства, они идут в аптеку, принимают таблетки. Но это их не вылечит. Лекарства даже не всегда будут действовать, потому что нужно докопаться до причины проблемы, и для этого нужна психотерапия».

А в Самаре люди, которые хотят докопаться до своих проблем, но при этом не доверяют лекарствам, готовы сами лечь в землю. Авторский метод Екатерины Костылевой ее пациенты уже прозвали «гроботерапией».

Ольга — простой бухгалтер. Она попросила не показывать ее лицо — ни родным, ни на работе она не рассказала ни о своих проблемах, ни о том, что для их решения она собирается живьем лечь в гроб.

Ольга: «Я хочу прочувствовать вот это, чтобы найти другой смысл в жизни».

Ким Хронистер: «Если вы чувствует, что ситуация безнадежна, и хотите прибегнуть к альтернативным методам, например, лечь в гроб, то это ваш выбор. Я бы настоятельно рекомендовала подумать о рисках, потому что это может стать очередным травмирующим опытом, и придется разбираться еще и с этим, лечиться от этого».

Крышку гроба забивают гвоздями. Сеанс гроботерапии длится всего 15 минут. Но Ольге этого вполне хватило, чтобы понять, кажется, главное.

Ольга: «В жизни можно найти выход из любой ситуации. Нет выхода только из гроба. Остальные ситуации решаемы».

Может, действительно, чтобы спасти чью-то жизнь, стоит лечь в могилу самому?

Знаменитый пианист Вадим Холоденко отдал бы все гонорары от своих концертов за лекарство, которое могло бы вылечить от депрессии его жену Софью. Даже спустя годы он не может простить себе, что в тот вечер он не оказался рядом с ней и с их двумя еще живыми детьми.

«Сегодня вечером известный пианист выступил с заявлением примерно через 24 часа после того, как он обнаружил двух своих маленьких дочерей мертвыми в собственном доме», — сообщили тогда СМИ.

За красивым на первый взгляд фасадом жизни скрывалась семейная драма. В зале суда Софья призналась, что выпила много таблеток, так как «не видела никакого будущего» для себя и своих детей. По версии следствия, пятилетнюю Нику и годовалую Микаэлу она задушила подушкой.

С отсутствующим взглядом и почти без эмоций она выслушала вердикт присяжных — невиновна. Мать-убийцу отправили в лечебницу — в таких случаях суд попросту бессилен. Ведь закон наказывает преступников, а не сумасшедших. Остается надеяться, что какой-то другой, более высший суд разберется с демонами у них в голове.

Все выпуски программы «Центральное телевидение»

Читайте также