Задумчивый Пушкин в ночи: как светодизайнеры создают облик Москвы

19.08.2024, 18:17

Видеосюжет: Вера Данилиди
Видео программы «Сегодня в Москве»

Столичные памятники каждый вечер начинают выглядеть по-новому благодаря освещению. Оно позволяет придать торжественность и величественность, а также раскрыть особенности Триумфальных ворот, монументов Победы и «Покорителям космоса», скульптуры «Рабочий и колхозница» и других объектов. Благодаря художественной подсветке создали уникальный облик вечернего города.

Памятник нужно не только возвести, но еще и правильно подсветить — так, чтобы всю мощь монумента можно было разглядеть даже в темное время суток. Этот процесс — тоже целое искусство. На один из самых высоких памятников в стране направлено больше 300 светильников с разных точек.

Дмитрий Трефилов, старший мастер оперативно-выездной бригады: «Памятник Петру I потребляет 26 киловатт мощности, а гранитная набережная, например Раушская, — около 3 киловатт всего. Самая высокая точка — это 46 метров, освещается фигура Петра. Самая низкая — это освещение фонтанов».

Чтобы поддерживать всю эту осветительную систему по всей Москве, городские службы каждый вечер объезжают памятники столицы и исправляют выявленные неполадки. Но ключевой вопрос в этом процессе не технический, а скорее художественный. Играть со светом и как-то преображать памятник можно бесконечно. При создании подсветки в первую очередь учитывают настроение памятника. Так, Пушкин предстает перед москвичами задумчивым, поэтому задача светодизайнеров — подчеркнуть эту эмоцию. При этом важно не сделать памятник «плоским». Чтобы замысел скульптора читался, памятник не должен теряться на фоне архитектурной подсветки тех же зданий, но и не должен слепить прохожих. Работа эта на первый взгляд незаметная, но она важная, и в ней есть свои сложности.

Сергей Смирнов, начальник управления по строительству и эксплуатации объектов архитектурно-художественной подсветки АО «ОЭК»: «У памятника Георгию Жукову огромная площадь, ближайшая опора находится в 50 метрах. В этом-то как раз и есть сложность. Здесь, на площади, у нас находятся опоры наружного освещения функциональные, мы на них поставили прожектора».

Светодизайн — дело тонкое: нужный эффект можно создать простым движением луча вправо или влево, таким же движением можно и испортить задумку. Поэтому памятник и мало возвести — светодизайнеры становятся настоящими соавторами скульптурных сооружений.

Читайте также