Дайверы на Балтике ищут пропавшие в ВОВ самолеты

19.08.2024, 11:33

Видеосюжет: Николай Булкин
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Балтийском море началось масштабное погружение в историю. Специалисты центра подводных исследований Русского географического общества отправились в экспедицию по поиску пропавших в годы Великой Отечественной войны советских самолетов. Ученые стремятся выяснить, какая судьба постигла истребители, штурмовики и бомбардировщики, а самое главное − что произошло с их экипажами.

Очередной проход на катере вдоль березовых островов в Балтийском море и на мониторе появляются очертания неких обломков на морском дне. Обнаружить самолет сложнее, чем затонувший корабль. Объект небольшой и, как правило, подбитый в воздухе и ударившийся о воду — истребитель или штурмовик — это просто груда обломков.

Александр Образцов, инженер-гидрограф: «Виден фюзеляж, крылья, угадывается кабина».

Проверить предположения гидрографов теперь должны дайверы. Сомнений нет: на дне — Ил-2. Самый массовый боевой самолет-штурмовик времен Второй мировой войны, который называли летающим танком за ударную мощь пушек, пулеметов, бомб и броню.

Дайверы щеткой очистили двигатель в поисках серийного номера. Ищут и бронекапсулу, где могут оказаться останки экипажа, планшетка с картами и документы. Но пока на поверхность поднимают лишь деталь фюзеляжа, на которой еще различима зеленая краска.

Сергей Фокин, драйвер-исследователь, исполнительный директор центра подводных исследований Русского географического общества: «Корпус в таком состоянии, что его легко можно пальцами».

По архивным данным, этот самолет погиб в июне 1944-го, финнов и немцев в это время советские войска уже гнали с занятых ими позиций. Наши штурмовики атаковали баржи с гарнизоном противника, но оказались под вражеским огнем.

Андрей Лукошков, научный консультант Центра подводных исследований русского географического общества: «В одной из таких атак их подбили, они пытались дотянуть до аэродрома, но упали в воду».

Торпедоносцы, штурмовики истребители морской авиации сражались в небе над Балтикой за осажденный Ленинград, сопровождали конвои своих кораблей и нападали на вражеские. Теперь исследователи сверяют современные карты с данными из исторических архивов, чтобы понять, где на дне больше всего авиационной техники.

По данным военных архивов, нашли и место падения Ил-2 советского летчика Василия Дубины. Отчетливо видно шасси, выгнутая лопасть винта, а значит — самолет входил в воду с работающим двигателем, основания крыльев. Пилот тогда выжил. В военной карточке есть описания многих боевых вылетов летчика и сразу пять орденов Красного знамени.

Самолеты на дне — не всегда означают гибель экипажа. Летчики старались приводнить подбитую машину и на Балтике был специальный сигнал «солома» , который означал операцию по спасению экипажа.

Оказалось, что за все эти десятилетия комплексно погибшие на Балтике самолеты не изучали и специалисты Центра подводных исследований РГО по сути первыми взялись за эту работу.

Сергей Фокин: «Авиация внесла существенный вклад в победу на Балтике. Мы ведем эту работу в преддверии 80-летия нашей победы, изучаем страницу истории, в которой пока много пробелов».

Специалисты надеются найти и более уцелевший самолет, который может стать музейным экспонатом. Продолжают искать и серийные номера на найденных обломках, чтобы о судьбах летчиков стало больше известно родственникам. Работы еще много на горизонте, как раз где небо касается моря.

Читайте также