Почему хорошие учителя не хотят работать в школах

07.08.2024, 11:51

Видеосюжет: Светлана Гордеева
Видео программы «Сегодня»

Частных репетиторов нужно вернуть к преподаванию в государственных учебных заведениях. С такой инициативой выступил Рособрнадзор. В ведомстве обеспокоены бурным ростом спроса на подобные образовательные услуги. Многие учителя со стажем и молодые специалисты предпочитают заниматься с детьми на дому или онлайн из финансовых соображений, а школы в это время страдают от нехватки кадров, особенно в регионах.

Дочь Татьяны — счастливая выпускница и уже студентка. Правда, чтобы успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз, пришлось заниматься с репетиторами.

Татьяна Ёзбек: «К сожалению, школьной программы недостаточно, чтобы сдать ЕГЭ на высокие баллы и поступить на бюджет. Программа построена так, что ребенок не может полноценно подготовиться к ЕГЭ сдаче. Потом еще зависит от самого ребенка. Есть дети, которые готовятся к ЕГЭ без репетиторов. Это зависит от среды проживания, от воспитания ребенка. Такие дети есть, которые готовятся индивидуально, но их, к сожалению, очень мало».

Через репетиторов прошли все трое детей Татьяны. Кому-то нужны было подтянуть язык, кому-то подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, кому-то потребовались дополнительные знания.

Татьяна Ёзбек: «Я, конечно, против репетиторов, я за школу, но жизнь диктует нам другие условия. Например, сдача олимпиад, школьной программы недостаточно, чтобы сдать олимпиаду. Ребенок должен полноценно самостоятельно изучать дополнительную литературу, чтобы написать олимпиаду. Даже школа не может дать такой возможности».

Если верить статистике, более 50% учащихся пользуются услугами частных педагогов. Одни чиновники требуют лицензировать эту сферу, вторые призывают запретить репетиторов как профессию, а глава Рособрнадзора и вовсе призвал вернуть их в школы, где из-за текучки растет нагрузка на оставшихся педагогов и, соответственно, падает качество образования. Причина, по которой из школ уходят хорошие учителя, давно не тайна.

Мария Игнатенко, репетитор по биологии и химии: «Я приняла такое решение из-за чисто финансовых вопросов, потому что мне необходимо было кормить семью. Я планировала ребенка, работа в школе с семьей не всегда может сочетаться, особенно если ребенок маленький. И, повторюсь, это был, конечно, финансовый вопрос. В репетиторстве сделать 100–200 тысяч при активной работе вполне себе реально, особенно если мы говорим о маленьких городах, потому что в школе в некоторых городах у учителей таких зарплат в принципе нет».

Юлия Стеканова в профессии более 30 лет. Она говорит, что со школой ей повезло — и коллектив хороший, и наставники отличные, и детей в классах мало, поэтому уходить не собирается, но тех, кто решился на это, она не осуждает.

Юлия Стеканова, учитель математики в областном центре образования: «Так как это все-таки энергозатратная профессия, не все готовы отдавать столько энергии, я думаю. Может быть, не все могут идти в ногу со временем и постоянно учиться, ведь учитель учится всю свою жизнь, он постоянно в движении. Мне кажется, что не все готовы выстраивать коммуникации с детьми, с родителями, с очень большим количеством людей, с коллегами».

Если Москва в сфере образования довольно благополучна, в столице строятся новые школы, оснащаются современной электроникой, учителя получают высокую зарплату, то в регионах с этим сложнее. Замедлить текучку можно только повышением зарплат, причем и не формальным, а значительным.

Мария Игнатенко: «Если зарплаты в регионах будут выше, большая часть учителей будет оставаться, то есть этот процент будет расти. Второе — гибкий график, опять же, сочетание с семьей, потому что большая часть учителей у нас все-таки женщины, а женщине, естественно, важны ее дети».

Впрочем, в частную практику уходят не только ради денег, но и ради саморазвития, говорит учитель Наталья Давлятерова. Более 30 лет она преподает английский язык в обычной московской школе и параллельно занимается репетиторством, правда, в год берет всего двух-трех учеников.

Наталья Давлятерова, учитель английского языка в средней школе г. Москвы: «Для преподавателя непросто, как бы там дополнительные заработки, а это еще плюс ты начинаешь повышать свое мастерство, потому что в школе есть программа базовая, там еще для подготовки к ЭГЕ, а здесь мы не привязаны к программе, здесь у нас немножко другие цели. Есть стимул для себя посмотреть и увеличить свои знания».

По словам педагогов, лишь 10% детей имеют такую сильную мотивацию и самодисциплину, что смогут подготовиться к ЕГЭ без дополнительных занятий. Дарья Иголкина сама нанимала репетиторов, чтобы поступить в московский литературный университет. Окончив его, она сразу ушла в частную практику. Причины — хорошие заработки и размах для творчества вместо рутинной бумажной работы.

Дарья Иголкина: «Чтобы привлекать больше молодых специалистов в школы, во-первых, стоит делать различные мероприятия для студентов, например, для нашего университета, и, соответственно, агитировать их приходить в школу, работать, также помогать молодым учителям и предоставлять им различные курсы повышения квалификации».

Очевидно, что для решения проблемы громких слов недостаточно. Введение лицензий приведет только к тому, что услуги репетиторов станут еще дороже, а, например, запрет репетиторской деятельности, может быть, еще больше уведет этот бизнес в тень. В общем, останутся все — и проблемы, и репетиторы.

Читайте также