Суд в Карелии признал преступления финских оккупантов геноцидом

01.08.2024, 14:38

Видеосюжет: Дарья Масалова
Видео программы «ЧП»

Дело о геноциде советских граждан в годы Великой Отечественной войны слушали сегодня в суде Карелии. Спецслужбы ежегодно рассекречивают документы, в которых содержатся неопровержимые доказательства зверств фашистов и их пособников над своими жертвами. Содрогнуться заставляют не только архивные сводки, но и показания живых свидетелей геноцида. Некоторые из малолетних узников нашли в себе силы вспомнить пережитый ужас и выступить в суде.

С того дня, как 8-летнюю Ленину Макееву освободили из концлагеря, прошло 80 лет. Но время, проведенное под надзором фашистов и финских оккупантов, невозможно забыть или стереть из памяти.

Ленина Макеева: «Вся территория лагеря была окружена колючей проволокой. Люди умирали от голода, перенаселенности, инфекционных болезней».

Через так называемые «фабрики смерти» прошел каждый четвертый местный житель. Клавдия Нюппиева вместе с сестрами обитала в 125-м бараке. В Петрозаводский лагерь их доставили из другого района.

Клавдия Нюппиева, глава Союза бывших малолетних узников Карелии: «Я помню, что на человека давали ложку муки. Мы варили похлебку, вот это вся еда была. А женщины, когда их водили на принудительные работы, ухитрялись найти в помойке остатки селедки или какие-то косточки».

Немецкие войска и войска Финляндии, выступавшие пособниками фашистов, организовали в Карелии свыше 100 трудовых лагерей. В них людей использовали в качестве бесплатной рабочей силы. Возраст и состояние здоровья значения не имели. Работали с утра до ночи. Но узники изо всех сил старались казаться здоровыми и полными сил. Потому что слабых расстреливали.

Дмитрий Харченко, прокурор Республики Карелия: «В расположенных в Карелии лагерях не было газовых камер. Но были созданы такие условия, что фиксировалась высокая смертность заключенных».

Собранные доказательства (это и архивные документы, и раскопки в местах массовых убийств, и показания выживших узников) стали подтверждением целенаправленного уничтожения советских граждан, то есть геноцида. Именно такое решение вынес Верховный суд Республики Карелии.

Читайте также