«На низком старте»: что ждет российскую игровую индустрию в ближайшее время

01.08.2024, 12:46

Фото: Fredrick Tendong / unsplash.com

Два года назад российский рынок видеоигр впал в глубочайший кризис. Сегодня, по словам опрошенных НТВ экспертов, эта «индустрия энтузиастов» восстанавливается и у нее есть хорошие возможности для развития. Только пути этого развития специалисты видят по-разному.

После февраля 2022 года Россию покинули многие западные компании, связанные с разработкой видеоигр. Это сразу ощутили обычные геймеры, у которых пропал доступ к зарубежным новинкам. Вскоре на ситуацию обратили внимание и власти, решившие заполнить освободившуюся нишу отечественным продуктом.

Что происходит с геймдевом в России

Российской игровой индустрии к кризисам не привыкать, сказал в беседе с НТВ директор 1C Game Studios Альберт Жильцов. Он считает, что как таковая индустрия «закончилась» намного раньше — еще в 2008 году, когда мировой финансовый кризис вынудил талантливые кадры массово покидать страну.

Альберт Жильцов: «Мне кажется, такой пассионарный пинок, который мы получили сейчас, может глобально пойти нам на пользу, однако локально, конечно, мы проходим через стадию принятия объективной реальности. Кто-то жил в виртуальной, и теперь наступило разочарование. Те, кто не сильно отрывался от реальности, сейчас ищут возможности для реализации своих компетенций».

Российский геймдев (разработка видеоигр. — Прим. НТВ), по словам эксперта, спасает то, что это «уже давно индустрия энтузиастов», и их хватает даже сейчас. Что еще важнее — для них открываются новые возможности. Есть и другая правда — реально успешных суперстудий, которые работали бы на огромную аудиторию и прилично зарабатывали, пока единицы.

В свою очередь, Сергей Ефремов, операционный директор Astrum Entertainment, уверяет, что российский рынок геймдева фактически восстановился. Это подтверждают цифры: совокупная выручка 50 крупнейших в стране разработчиков видеоигр по итогам уже прошлого года выросла на 18% и составила 45,4 млрд рублей. Более того, Россия вышла на четвертое место в мире по числу загрузок из онлайн-магазинов мобильных приложений и на двадцатое — по общей доле видеоигрового рынка.

Сергей Ефремов: «Да, события 2022 года серьезно изменили ситуацию, поскольку привычные инструменты разработки и продвижения оказались недоступны нашим разработчикам. Однако, на мой взгляд, это означает, что мы оказались на позиции низкого старта, который открыл большие возможности».

Что ждет российский геймдев

Директор 1C Game Studios полагает, что с уходом крупных западных игроков образовалась ниша, которую заполнят именно российские разработчики, поэтому будет преобладать идея «суверенной игровой индустрии».

Альберт Жильцов: «Хотя иногда у нас даже получается создавать уникальные технологии, и некоторые проекты, сделанные соотечественниками, сложно импортозаместить. Люди по всему миру продолжают играть в некоторые российские игры».

Операционный директор Astrum Entertainment призвал учитывать возросший интерес российских издателей к перспективным рынкам стран Азии и региона MENA (Ближний Восток и Северная Африка). Они занимают уже около 46% объема всей индустрии, а в дальнейшем их доля продолжит расти.

Сергей Ефремов: «Азиатские компании активно инвестируют в международные игровые проекты и готовы к сотрудничеству, что открывает возможности для совместных разработок и обмена опытом. Более того, азиатская культура популярна и узнаваема в России, что дает большие перспективы для азиатских видеоигр на нашем пространстве».

Активно интересуются игровой индустрией и власти России, которые стали поощрять создание национально ориентированных игр.

Сергей Ефремов: «Крупнейшие игроки отрасли в лице АПРИОРИ (Ассоциации крупнейших российских гейминговых компаний и организаций) начали диалог с государством, с Минцифры по вопросам и проблемам отрасли видеоигр. Это дало свои плоды: Институт развития интернета за 2023 год инвестировал в геймдев около миллиарда рублей на поддержание отечественных проектов, таких как „Смута“ и „Спарта“, что сказалось на росте рынка».

Альберт Жильцов: «Я не знаю другой страны, президент которой так часто упоминал бы IT-сектор, видеоигры и вообще креативные индустрии. Это говорит о кардинальной смене парадигмы».

Сейчас в России около 25 млн геймеров — людей, которые проводят в видеоиграх больше пяти часов в неделю. Как правило, это активные, платежеспособные мужчины с широким кругом интересов. После начала кризиса у них, по наблюдениям экспертов, желание играть не только не пропало, но, напротив, выросло. Традиционно у геймеров востребованы MMORPG (массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры), но все чаще игроки интересуются стратегиями и симуляторами жизни. За последние годы изменилось и отношение равнодушных к геймингу граждан. Старшее поколение все еще недолюбливает заядлых игроков, но есть надежда, что градус враждебности будет снижаться.

Читайте также