FT: Россия наращивает «теневой флот» для СПГ

22.07.2024, 10:25

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

«Таинственные» компании из ОАЭ массово скупают танкеры для перевозки СПГ, что привело к резкому росту цен на такие суда.

По мнению издания Financial Times, это свидетельствует о том, что российские власти ожидают ужесточения ограничений в отношении поставок сжиженного природного газа и в обход санкций Запада наращивают свой «теневой флот».

По данным компании Windward, консультирующей судовладельцев, со второй половины 2023 года более 50 судов, пригодных для перевозки СПГ, перешли в собственность компаний, базирующихся в ОАЭ. До этого подобные сделки были редкостью. Часто проследить цепочку собственников в таких фирмах невозможно.

Французская компания Kpler, специализирующаяся на сборе данных о сырьевых рынках, заявила, что обстановка на рынке указывает «на сложную сеть морских операций, потенциально связанных с российскими интересами». По данным Kpler, некоторые из недавно выкупленных судов, ходят по маршрутам, традиционно используемым для транспортировки газа из РФ и что одно судно точно загружает СПГ с Ямала.

Ситуация с санкциями в отношении российского газа неоднозначная. Европа воздерживается от полного запрета в отношении российского «голубого топлива», так как боится, что это может привести к глобальному сбою на рынке и резкому дефициту в газохранилищах.

При этом, с июня запрещено перегружать в странах ЕС российский СПГ, отправляемый из Арктики или Балтики, на другие танкеры для последующей отправки в третьи страны. Чаще всего такая перевалка происходила в портах Бельгии и Франции. Под санкционное давление Вашингтона попал и проект «Арктик СПГ-2» российской компании «Новатэк».

По данным судового брокера SSY Consultancy & Research Ltd., сильно вырос спрос на суда для перевозки СПГ, возраст которых превышает 15 лет. Так в 2022 года танкер 2007 года постройки был выкуплен за $50 млн, а в этом году аналогичное судно приобрели уже за $80 млн. Представители судоходной отрасли обеспокоены, старые суда будут реже страховать от стихийных бедствий и при этом у них выше риск не устоять от стихии или столкнуться с поломкой.

«Мы наблюдаем рост стоимости таких судов. Одним из возможных объяснений этого является то, что их используют в „теневом флоте“» — сказал управляющий директор в SSY Consultancy & Research Ltd. Тоби Дунипэйс.

«Я думаю, что российские операторы СПГ считают, что решение уже принято, и готовятся к нему. Если санкций не будет, у них будет свой собственный флот, и они будут им пользоваться, а если санкции все-таки будут, они не окажутся в затруднительном положении и смогут продолжать свою торговлю», — подытожил эксперт Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Сергей Вакуленко.

Новости по теме

Читайте также