Как новые трассы придают ускорение российской экономике

21.07.2024, 20:18

Видеосюжет: Никита Корзун
Видео программы «Сегодня»

Пушкин прогнозировал, что «лет чрез 500 дороги верно у нас изменятся безмерно. Шоссе Россию здесь и тут, соединив, пересекут, и заведет крещеный мир на каждой станции трактир». Александр Сергеевич на 300 лет промахнулся в прогнозе, но вряд ли огорчился бы, увидев новые российские трассы. Только на этой неделе открыт последний участок дороги Москва-Петербург, завершен обход Тольятти. Но строительство не останавливается: впереди соединение с центром самых дальних уголков страны, а в перспективе — разных стран евразийского континента.

Северный обход Твери разрабатывали с 2009 года, даже трассу М11 «Нева» построили без него. Выезд с этой роскошной магистрали без светофоров на перегруженную М10 помогал, конечно, оценить разницу между прошлым и будущим. Но это было утомительно. Впечатлениями поделился и глава государства, находясь за рулем Lada Aura. Перед открытием Путин решил лично выяснить как все сработано, а заодно побеседовать с одним из инженеров-строителей Василием Васильевым.

Объездная дорога, протяженность которой 62 км, включает и новый мост через Волгу длиной 738 метров. Северный обход позволит экономить как минимум 50 минут и путешествовать из Петербурга в Москву за 6–7 часов.

В тот же день в Тольятти открыли обход длинной почти 100 км, и тоже с мостом, правда, значительно более протяженным, чем под Тверью — около 4 км.
Дороги приводят теперь не только в Рим, но к инвестициям и развитию инфраструктуры. К М11 стоят очереди из желающих открыть логистический парк, АЗС, кафе или центр сервисного обслуживания. Только этот транспортный коридор уже создал порядка 17 тыс. рабочих мест. Стоит ли удивляться, что 2023 год стал рекордным по объему дорожного строительства, как отмечал Михаил Мишустин. Было построено около 700 км федеральных и региональных трасс. Удивляет только, почему дорогами столь активно занялись лишь сейчас. Но, оказывается, это обывательское заблуждение. Декан дорожно-строительного факультета МАДИ Владимир Надеждин отмечает, что основы для этого были заложены еще 15 лет назад.

15-летие, кстати, в этом году отмечает и «Автодор» — компания, созданная для развития скоростных платных дорог. Отчасти поэтому, рассказал курирующий строительство вице-премьер Марат Хуснуллин, решили попробовать сдать тверской обход на год раньше. Хотя есть и более серьезные причины.

По новому «Шелковому пути» от Санкт-Петербурга до китайского порта Ляньюньган в провинции Цзянсу можно будет добраться за 10 суток, преодолев около 8,5 тыс. километров. У города Канаш маршрут уходит к пограничному пункту «Сагарчин». Обход Тольятти уже тоже сдан. По России магистраль протянется более чем на 2 тыс. км. , около 3 тыс. пройдут по Казахстану, и еще более 3 тыс. построит Китай.

Более 5 тыс. км. трассы пройдет в зоне действия единого таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. То есть, только между этой страной и Китаем будет пограничный переход, что скажется на скорости движения и доставки грузов. Для сравнения, железнодорожный маршрут по Транссибирской магистрали составляет
11,5 тыс. км. и занимает две недели, а морской путь через Суэцкий канал — 24 тыс. км. и полтора месяца.

Еще один проект, беспрецедентный для российского дорожного строительства, — транспортный коридор «Россия». 12 тыс. км. новых и реконструированных трасс позволят добраться от Санкт-Петербурга до Владивостока. В него также войдут дороги М11 «Нева» и М12 «Восток». От города на Неве до Казани ни одного светофора. Уже сейчас понятно, что до Екатеринбурга добраться можно будет за 22 часа. В зоне притяжения коридора 24 региона страны.

На участке М-12 «Восток» от Москвы до Казани построены 323 искусственных сооружения, в том числе переходы, эстакады и мосты. Самые крупные — 3 внеклассных моста через Волгу, Оку и Суру.

Абсолютно уникальной транспортной артерией обещает стать транспортный коридор «Север-Юг», особенно в условиях антироссийских санкций. Доставка грузов из индийского порта Мумбаи до Санкт-Петербурга должна занимать не более 10 суток после завершения строительства. Коридор включает морской путь от Индии до Ирана, железную дорогу через Иран, Азербайджан и Россию, морские перевозки по Каспию и, конечно, автомагистрали.

Москва и Тегеран согласовали проект в июле 2022 года, когда Владимир Путин посещал Иран с официальным визитом. Через год по видеосвязи лидеры торжественно открыли участок иранской железной дороги Решт-Астара — ключевой для запуска коридора.

Очевидна непосредственная экономическая выгода для России и Ирана. Доходы, получаемые от перевозки товаров по коридору «Север-Юг», и более интенсивная загрузка портов обоих государств стимулируют становление и рост сопутствующих видов бизнеса. Потребуется формирование крупных логистических и производственных кластеров. Развитие коридора станет драйвером социального и экономического развития регионов Северного Кавказа. В частности, планируются обходы Дербента и Махачкалы, модернизация портов.

Юг России тоже наращивает транспортные связи. Приоритетным проектом в «Автодоре» называют создание трассы Джубга-Сочи, которая позволит разгрузить федеральную дорогу А147 и удивит масштабами тоннелей. Общая протяженность двух таких на обходе Адлера составит около 12 км. И
Вовсю сейчас раскатывается трасса Краснодар-Керчь, которая позволит добираться от столицы Кубани до Крымского моста всего за 2 часа вместо 5. Сегодня этот маршрут проходит через населенные пункты со всеми сопутствующими ограничениями, а по новой дороге двигаться разрешат со скоростью 90 км/ч по четырем полосам и без светофоров.

Словом, со стереотипами по поводу российских дорог пора попрощаться. А через пять лет ожидается еще один автодорожный сюрприз. Транспортное кольцо вокруг Азовского моря, протяженностью около 1,5 тыс. км. Оно объединит Ростов-на-Дону, Таганрог, Мариуполь, Бердянск, Мелитополь, Джанкой, Керчь, Тамань, Ейск и Азов. В кольцо войдут участки трасс М4 «Дон» и «Таврида», связав, конечно, и Крымский мост.

Читайте также