Рекордов будет больше: почему погода в Москве сходит с ума

10.07.2024, 13:55

Фото: РИА Новости © 2024, Владимир Вяткин

Ведущий метеоролог Гидрометцентра России Марина Макарова объяснила, чем вызваны многочисленные погодные рекорды в Москве.

Лето в Москве уже успело отличиться несколькими погодными рекордами. В июне выпало 250% от месячной нормы осадков — такого не было ни разу за всю историю метеонаблюдений в столице. В июле два дня подряд было так жарко, что обновлялись суточные максимумы столетней и больше давности. Дважды москвичей предупреждали об угрозе смерчей. Что происходит с погодой и каких еще ждать сюрпризов, в интервью НТВ рассказала ведущий метеоролог Гидрометцентра России Марина Макарова.

— Марина Евгеньевна, складывается впечатление, что погода в Москве сходит с ума. Как синоптики объясняют все эти летние рекорды?

— Факторов очень много. Во-первых, надо сказать, что летом для Москвы характерны интенсивные осадки. Идет очень интенсивный прогрев от солнца, нагревается земная поверхность, создается неустойчивость в атмосфере. Она как бы перемешивается, что сопровождается развитием мощных высоких кучевых облаков. Отсюда — ливни, грозы, шквалистые усиления ветра, а иногда даже небольшие смерчи. То есть это все достаточно ожидаемо и не должно вызывать большого удивления. Такое было и раньше: в конце XX века за один ливень могло выпасть две трети месячной нормы осадков. Причем ливни имели мозаичный характер — в одних районах светит солнце, в соседних льет. А во-вторых, я бы не стала сбрасывать со счетов эмоциональное восприятие погоды. Случилось у вас яркое событие в такую-то погоду — запомнили, появились эмоции на острие. Кто-то скажет: «Такого никогда не было», но суть в том, что всего год назад как раз так и было.

— И это не последние погодные сюрпризы?

— Относительно погоды в Москве я отвечу словами академика Обухова, который замечал, что она становится более нервной. Мы видим увеличение волн тепла, их продолжительности и интенсивности, в том числе в европейской и азиатской частях страны, на юго-западе, где местами сейчас под 40 градусов, а также в северных и полярных районах. Кроме того, меняются гидрологический цикл и географическое распределение осадков. Более засушливые участки будут становиться все более засушливыми, более влажные — более влажными. Это заметные тренды, хотя пока не настолько, чтобы как-то на них реагировать.

— За последний месяц москвичей уже дважды предупреждали об угрозе возникновения смерчей. Это уже тенденция?

— Сказать, что есть тенденция, я не могу, поскольку у нас в целом мало статистики по торнадо. У метеорологов как работа идет: что-то страшное случилось, ищут вложения, вкладывают, начинают изучать произошедшее. Самый печально известный шторм у нас был давно — в 1984 году. Это так называемый Ивановский смерч (затронул несколько областей Центральной России. — Прим. НТВ). Он имел огромную интенсивность, были многочисленные разрушения, погибли 69 человек.

— Если данных и опыта мало, как вы прогнозируете смерчи?

— Нас синоптики региональные тоже спрашивают: «На основании каких документов вы делаете прогнозы?». По правде говоря, я не могу назвать это прогнозированием торнадо. В действительности мы пока не можем их предсказывать, но можем предупреждать о неустойчивости в атмосфере, которая способна их вызвать. У нас на вооружении прогностическая модель высокого разрешения со множеством конвективных параметров — осадки, турбулентность, температурные контракты, молниевые потенциалы, параметры торнадо, различные индексы, время суток, атмосферный фронт и т. п. Это позволяет нам взять конкретный участок местности и просчитать вероятность возникновения смерча.

— В Москве могут быть разрушительные смерчи, такие как, например, в США?

— Для американцев смерчи — частое явление, поэтому у них очень много наблюдений, данных, есть целая сеть специальных радиолокаторов и в целом накоплен большой опыт прогнозирования. У нас условия другие. Да, они тоже связаны с неустойчивостью атмосферы, когда холодный фронт идет после очень жаркой сухой погоды. К примеру, арктический холод смешивается с южным воздухом с Чёрного моря или Каспия, создавая условия для смерчей. Тем не менее в столичном регионе они не интенсивные, вихрь часто даже не достигает земли.

— Чего ждать от погоды в ближайшие годы?

— Пожалуй, самое главное — будет усиливаться ее изменчивость. В умеренных широтах, где мы живем, погода наиболее переменчива. Границы этой изменчивости с годами будут только расширяться. В понедельник одна погода, в среду другая, в выходные третья. Усилится и межгодовая изменчивость, когда, условно говоря, лето на лето не приходится. Кроме того, сильные ливни станут идти чаще, рекордов холода будет все меньше, рекордов тепла — все больше. Нам предстоит привыкать к этому и адаптироваться.

Читайте также