Конфликт между бизнесменами может привести к дефициту муки в Сибири

08.07.2024, 10:33

Видеосюжет: Владлена Копыловская
Видео программы «Сегодня»

В Сибири локальный конфликт между бизнесменами перерастает в масштабную социальную проблему. Без работы могут остаться 400 человек, потому что частный владелец небольшого участка железнодорожных путей перекрыл их, запросив у двух других предприятий за проезд немалую сумму. Для последних работа на таких условиях оборачивается убытками. В дело уже вмешались и транспортная прокуратура, и министерство тарифной политики региона. Но ситуация усугубилась — проезд закрыли под предлогом ремонта.

Муки на складах предприятия хватит, чтобы накормить не один крупный город. Мукомолы на 90% закрывают потребности в хлебе города Ачинска, отгружают тонны муки в миллионный Красноярск, вагонами отправляют продукцию на Дальний Восток, в Киргизию, Китай и Турцию. Одним словом, успешное предприятие с высокими зарплатами, но теперь работа встала.

Дмитрий Беленя, генеральный директор мукомольного предприятия «Причулымье»: «Два вагона в Бурятию, один в Комсомольск-на Амуре, все они уже заблокированы, выехать не могут. Мы не можем получить порожняк. Чтобы продолжить отгрузки, склады полные, работы на несколько часов, дальше уходим в простой».

У соседей в вагоноремонтном депо, где обслуживаются больше тысячи вагонов в месяц, проходит экстренное собрание. Настроения в коллективе панические — 200 человек разом остались без работы. И такая ситуация тут сразу в нескольких предприятиях.

Игорь Васильев, бригадир вагоноремонтного депо, ООО «Магистраль»: «Семья, кредиты, обязательства перед всеми, какие могут быть чувства, очень плохие чувства».

Причина та же: перекрыт путь с предприятия до железной дороги общего пользования, невозможно ни отправить готовые вагоны, ни принять новые. Примерно 300 уже отремонтированных вагонов оказались заблокированы, 150 ждут ремонта на станции, еще 450 на подходе.

Проблема в том, что 900 метров железнодорожных путей от предприятий до станции принадлежат не РЖД, не владельцам депо, а алтайским бизнесменам. Участок каким-то образом попал к ним в руки еще в 90-е. Руководитель вагоноремонтного депо говорит, что платил 1500 рублей за пропуск вагона в одну сторону, но владельцы путей захотели больше в пять раз, хотя тарифы подлежат госрегулированию.

Дмитрий Мымликов, руководитель вагоноремонтного депо ООО «Магистраль»: «Министерство тарифной политики вникло в этот вопрос, провело ряд экспертиз и установило им тариф не в пять раз выше, а в пять раз меньше, то есть с 1500 до 214 рублей».

Ситуация вылилась в затяжной конфликт: с апреля договор между владельцами путей и депо расторгнут, начались блокировки железной дороги сначала на несколько дней, но тогда помогла жалоба в прокуратуру, теперь бессрочно. Хозяева пути отрицают и завышение тарифа, и что рельсы перекрыли, чтобы надавить на оппонентов.

Павел Зверев, генеральный директор АО «Вест» (г. Барнаул): «Мы по согласованию с РЖД вывели его в ремонт, срок до 28 июля. Состояние дороги неудовлетворительное, дорога проходит в черте города, не дай бог сход вагонов».

Ремонт пути раздора все никак не начнется. По словам специалистов предприятий, причин для него вообще нет.

Дмитрий Скрыбан, заместитель директора, главный инженер вагоноремонтного депо: «Закрывать может его „Желдорнадзор“, который при мне два раза его обследовал. Есть заключение, что он технически безопасен и исправен».

Дмитрий Беленя: «Все сегодня невооруженным глазом видят, что это чистой воды шантаж, блеф все эти ремонты».

Нарушения у группы компаний, владеющей участком железной дороги, увидела и транспортная прокуратура, возбудила административное дело, также идет проверка по признакам самоуправства.

Евгения Чиханчина, старший помощник западно-сибирского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ: «Вопреки требованиям федерального законодательства, компания оказывала услуги по пропуску вагонов по завышенному тарифу, препятствовала осуществлению иными коммерческими организациями хозяйственной деятельности путем введения запрета на пропуск вагонов в связи с ремонтом указанного железнодорожного пути».

Пока пути движения для предприятий закрыты, руководители ищут варианты решения: принять ультиматум от хозяев отрезка пути или банкротиться. Ни краевые, ни местные власти в ситуацию вмешиваться не спешат.

Игорь Титенков, глава города Ачинска: «Предприятия должны решить вопрос в судебном порядке, так как это плоскость гражданско-правовых отношений».

На деле конфликт уже вышел за рамки обычного спора двух сторон, больше 300 человек остаются без дела. Так просто это не перемелется. Хлебопеки уже говорят о возможном дефиците муки и подорожании хлеба в регионе.

Читайте также