Выборы раскололи Францию: как противоборствующие силы будут формировать кабмин

08.07.2024, 09:10

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

Ночь в Париже выдалась неспокойной. После объявления результатов парламентских выборов во французской столице вспыхнули беспорядки, начались стычки с полицией. По итогам второго тура неожиданно победили левые. На втором оказалась партия президента Макрона, на третьем — «Национальное объединение» Марин Ле Пен.

Во Франции и 50-процентная явка считается неплохой, а тут 63%. Такого ажиотажа у избирателей не было с 1981 года, когда к власти пришло правительство социалиста Франсуа Миттерана. И вот снова аншлаг, и снова, похоже, левые.

Нынешним выборам предшествовали беспорядки с членовредительством. Несколько активистов и политиков попали с трибун в больницы. Были попытки подкупа и хитрого схождения с дистанции с целью ослабить правых.

Словом, это были выборы, которые проводились с жаром и боем, и, насколько можно судить по предварительным результатам, сильные эмоции только запутали и осложнили политическую ситуацию во Франции.

Жан-Люк Меланшон, лидер «Нового народного фронта»: «Президент должен склонить голову и принять это поражение, не пытаясь каким-либо образом переиграть его. Премьер-министр должен уйти. Фактически премьер-министр никогда и не получал поддержки Национальной ассамблеи».

Франция, похоже, раскололась на три примерно одинаковые части, и каждая из них ненавидит две другие. Левые, с помощью которых Макрон хотел обломать рейтинги правым, в итоге обламывают рейтинги и самого Макрона. Из выступления левого Меланшона не следует, что он жаждет вступить с Макроном в коалицию. Но левые не набирают пока большинства, 289 мест, необходимых для назначения своего премьер-министра. Действующий премьер Атталь начинает утро понедельника с отставки, а речь свою — с дистанцирования от своего политического благодетеля Макрона и его идеи провести эти выборы.

Габриэль Атталь, премьер-министр Франции: «Мое участие в этой кампании было вынужденным. С самого начала этой кампании я предупреждал о трех рисках: риск абсолютного большинства, возглавляемого партией „Непокоренная Франция“, риск абсолютного большинства, возглавляемого „Национальным объединением“, а также риск исчезновения движения, которое воплощает наши идеи и наши ценности».

Правые, которым еще вчера прочили победу, неожиданно сползли на третье место вместе со своим новым молодым лицом, которое держалось последние дни столь уверенно, будто уже заняло пост премьера. А теперь остается вспоминать мимолетную славу.

Жордан Барделла, президент «Национального объединения»: «Альянс позора и опасных предвыборных соглашений, заключенный Эммануэлем Макроном и Габриэлем Атталем с крайне левыми группами, лишает французский народ курса на восстановление страны, с которым мы лидировали на европейских выборах и на парламентских выборах в первом туре, набрав почти 34% голосов».

Но если для Барделлы это поражение первое, то Марин Ле Пен, которая Барделлу как политика сама и создала, не привыкать. Дважды на президентских выборах она проигрывала Макрону и теперь снова готова встать, отряхнуться и пойти дальше к новой цели — президентским выборам 2027 года.

Блок президента Макрона «Вместе» неожиданно оказывается вторым, но это не комплимент лидеру. Рейтинг одобрения «президента богачей», как его называют вследствие миграционных и экономических проблем, а также пенсионной реформы, опустился до 20%. Но многие из тех, кто голосовал за блок Макрона, голосовал и против правых, опасаясь национализма, и против левых, опасаясь национализации, но не за Макрона как такового.

Когда в Германии от дел в 2021 отошла Ангела Меркель, Макрон хотел подобрать упавшее знамя самого влиятельного политика Европы. А тут еще подоспела роль основного борца с Россией, несмотря, впрочем, на некоторую конкуренцию от лидеров стран незначительных, но шумных. Увлекшись политическим флиртом на уровне Брюсселя и строительством популярности в Брюсселе, он упустил тот момент, когда его разлюбили дома.

У центристского блока Макрона «Вместе» еще месяц назад было 245 мест из 577, то есть больше, чем у других партий Национальной ассамблеи, хоть и меньше половины. Еще день назад у Макрона был свой человек в премьер-министрах. Французский президент захотел усилить свое политическое могущество и просчитался. Эта поучительная история может быть описана русской поговоркой «от добра добра не ищут» или сказкой Пушкина о рыбаке и рыбке, где Макрон выступил в роли беспокойной и желающей улучшить свое положение старухи.

Связанные новости

Читайте также