Стройка с божьей искрой: как комсомольцы нашли на БАМе икону

06.07.2024, 16:12

Видеосюжет: Михаил Богданов
Видео программы «Центральное телевидение»

БАМ — это не только километры путей, мостов и туннелей, это еще и люди, которые со всей страны приехали в Сибирь строить железную дорогу, которые там осели, до сих пор там живут и даже называют себя по-особому — бамовцы. 27 апреля 1974 года прямо с партийного съезда в Кремлёвском дворце на БАМ отправился первый комсомольский стройотряд. Многие из тех, кто в наши дни продолжают строить БАМ и дают этой магистрали вторую жизнь и второе дыхание, — это дети и внуки тех самых комсомольцев, героев всесоюзной стройки.

Поколение тех, кому в 1974 было плюс-минус 40 лет, глядя на кадры хроники, конечно, могло ностальгически всплакнуть по своей еще не столь далекой юности. Визит Брежнева в Казахстан приурочен к 20-летию начала освоения целины. Это они, сидящие перед телевизором, ее поднимали.

Но определяющим событием в жизни этот приезд Брежнева станет для детей целинников, им не было еще 30, а чаще и 20. В Алма-Ате Брежнев назовет новую важнейшую стройку девятой пятилетки. Локомотив советской истории встает на рельсы Байкало-Амурской магистрали, пока, правда, не проложенных. В тайгу устремятся тысячи и тысячи молодых комсомольцев.

Девушки ехали на БАМ готовить еду. Конкурс — 38 студенток на четыре места, каждую кандидатуру рекомендует факультетское бюро комсомола, потом отбор и потом еще штаб отряда обсуждает. Эти люди изменят страну, вытянув на своих плечах самую известную ударную стройку страны.

До строительства БАМа реки и тайга простирались на сотни километров. Не было ни деревянного моста, ни железнодорожного, не было целых городов, которые появились только благодаря БАМу. И в этих городах живут люди, которых свела эта железная дорога.

В городе Северобайкальске Виктор Крапивин третий раз за это лето едет по протоке к озеру. Рыбачить летом на Байкале можно только 15 дней. Вдоль протоки почти азиатская пестрота разномастных домиков, что-то типа местных кооперативных дач, только на первом этаже всегда гараж для лодок. Здесь Крапивин когда-то на пенсии был председателем, а до этого полвека — водителем. Он гордится орденом «Знак почета», но больше своей семьей, один из сыновей, рассказывает Крапивин, тоже работает на БАМе. Династия.

В это время внучка Инна и жена Нина Николаевна показывают, как быстро в лучшую сторону меняется Северобайкальск. Одноэтажную деревянную школу, в которой в 1976 году начала работать учителем географии Нина Крапивина, снесли. На очереди точно такое же здание. Так называемые щитовые дома уходят в прошлое, простояв 50 лет.

Нина Крапивина, участница строительства БАМа: «Муж и я с детьми, мы начинали жить в вагончике, было полвагочника, а потом счастье было — дали щитовую. А потом мне как учителю дали квартиру в благоустроенном жилье».

Когда Виктор Бардеев впервые оказался здесь, на месте нынешнего 25-тысячного Северобайкальска была тайга.

Виктор Бардеев, участник строительства БАМа: «Здесь познакомился со своей будущей женой, у нас трое детей и девять внуков. Мы прожили не зря. Все сделали. Мы здесь живем и радуемся жизни».

В порту покачиваются лодки рыбаков, сегодня байкальский омуль клюет средне. Именно сюда Виктор Викторович прибыл почти 50 лет назад с задачей строительства объектов связи и вместе с другими выстроил этот свой дом — этот город.

Виктор Бардеев: «Первые строители здесь высадились здесь на берег в 1975 году».

Как выглядели сходившие тогда на берег? На многих была целинка, по-другому бойцовка — удобная, прочная курточка. Облачившись в нее, бамовцы ехали за романтикой, мечтой и своим будущим. В городе, который находится у подножия гор, нет железнодорожного вокзала, ближайший в 40 километрах, а до начала БАМа отсюда 5400 километров. Но в том и дело, что куда ни укажи на карте бывшего СССР, а бамовцы, которые бывшими не бывают, живут повсюду, начиная от Охотского и заканчивая Черным морем.

На городском пляже Геленджика Галина Алексеевна и Геннадий Степанович Подойницыны. Геннадий Степанович был руководителем в снабжении. Галина Алексеевна финансистом и пропагандистом. В этой многонациональной всесоюзной стройке Подойницына смогла выделиться, наверное, самым неожиданным местом рождения.

Галина Подойницына, участница строительства БАМа: «Город Пхеньян, КНДР. Всегда удивлялись, спрашивали, расспрашивали, и в гостиницах спрашивали: а что это такое?»

Прожив долгие годы на БАМе они в 90-х переберутся к теплому морю, но самые теплые воспоминания навсегда остались связанными с Тындой.

Геннадий Подойницын, участник строительства БАМа: «А зимой идешь, ветки трещат от мороза и падают птицы, в смысле, что замерзают, могут лететь, замерзнуть и упасть камнем».

Окрестности Темрюка напоминают Валерию и Наталье Гаммершмидтам о БАМе — поезда, возвышенности. Они прожили там 9 лет. Наталья рассказывает о своем первом впечатлении.

Наталья Гаммершмидт, участница строительства БАМа: «Боже мой, никакой цивилизации! Спали на топчанах, в деревянных бараках, горячей воды нет, электрические печки, это для меня было ново!»

Наталья спохватывается, что забыла кое-что достать, и на ходу рассказывает: стройка хоть и была по-комсомольски атеистичной, но все же, видимо, осененной божьей искрой. А как иначе?

Наталья Гаммершмидт: «Я как-то пришла на стройку, а там бочка закрыта плитой, но я перевернула, а там икона. Эту икону я нашла на стройке».

Гаммершмидты на БАМ приехали вдвоем, но чаще семьи создавались уже там. Женщины на БАМе мечтали выйти замуж, потому что считалось, что туда едут настоящие мужчины. Живущая в Северобайкальске Зинаида Ильинична с мужем познакомилась уже на БАМе.

Зинаида Бардеева, участница строительства БАМа: «У нас как свадьбы проходили? В общежитии в одной комнате мы накрывали столы, в другой готовили, а в коридорах танцевали. Сын нашего сына служит на спецоперации. Авдеевку брали они. Брат — предприниматель, преподает, женился. Трое детей и девять внуков!»

За стол садится малая часть огромной семьи. Семья Бардеевых, созданная на БАМе, и сейчас живет на БАМе. Построенный дом родителей рядом с домом сына, напротив участок, где будет строится недавно женившийся внук. Такая судьба, другой никто из собравшихся за столом и не хотел бы.
Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Читайте также