Почему БАМ играет ключевую роль в глобальном развороте России на Восток

06.07.2024, 15:41

Видеосюжет: Татьяна Проскурякова
Видео программы «Центральное телевидение»

На следующей неделе исполнится ровно полвека, как в СССР началось строительство Байкало-Амурской магистрали. Хотя многим сейчас БАМ кажется историей из нашего прошлого, самые дальновидные смотрят в будущее, особенно сейчас, когда ресурсов на планете все меньше, а цены на них все выше.

БАМ проходит по еще пока малонаселенным, но при этом очень богатым природными ресурсами районам Сибири и Дальнего Востока. Людей, как ни крути, притягивают не только громкие лозунги и яркие идеи, но и банальные деньги. Не секрет ведь, что на всесоюзную комсомольскую стройку ехали не только за «туманом и запахом тайги», но и за длинным рублем.

Вопрос, когда потенциально очень прибыльные и выгодные для проживания районы станут еще и густонаселенными, а по рельсам БАМа будут курсировать не только грузовые составы, но и удобные высокоскоростные пассажирские поезда, — это всего лишь вопрос времени. Время в данном случае работает на нас. Путешествие по БАМу — это, можно сказать, путешествие во времени в оба конца — не только в прошлое, но и в будущее. Там, где еще в 30-е годы XX века укладывались первые рельсы будущего БАМа, сейчас находится конечная точка магистрали, но не конец пути.

Мысли, идеи и мечты почти всегда обгоняют время. И в этих мечтах дорога идет дальше, ведь на станции Советская Гавань — Сортировочная, там, где сейчас заканчивается БАМ, Россия еще не кончается.

От порта Ванино в Советскую Гавань проходят финальные километры БАМа. Одинокий путь петляет среди гор, перерезает лес и реки, повторяет извилистые очертания Татарского пролива. В какой-то момент локомотив летит вперед над обрывом, но видом, от которого захватывает дух, машинистам некогда любоваться, у них за спиной тяжелый грузовой состав. То что турист назвал бы великолепным пейзажем, для машиниста — сложный профиль пути. И весь БАМ такой, с внезапными подъемами и крутыми спусками. Маршрут для опытных.

Советская Гавань считается конечной станцией БАМа, хотя именно здесь берет свое начало история магистрали. Первый участок от Тихого океана до Комсомольска-на-Амуре открыли в 1945 году. Строили даже в войну, потому что стало ясно, что дублер Транссиба — вопрос национальной безопасности.

Сегодня БАМ играет ключевую роль в глобальном развороте России на Восток. Будущее магистрали обсуждали и на переговорах Владимира Путина и Си Цзиньпина в Пекине. Если два года назад 70% грузов составлял уголь на экспорт, то теперь БАМ — важнейший путь импорта для снабжения всей страны.

Сергей Сигачёв, исследователь транспорта, член Русского географического общества: «Западные контейнерные операторы нас забанили на больших океанах, на Атлантике. Пришлось развернуться лицом к дальневосточным портам. Поэтому БАМ стал наполняться и в обратную сторону. Сегодня по БАМу идет очень много контейнерных поездов».

В порту Советской Гавани недавно завершили модернизацию, обновили причал, закупили современное оборудование. На территорию заходит железная дорога, которая подвозит грузы прямо к судам.

Соседний порт Ванино в разы больше. Здесь происходит перевалка угля, на другой стороне стоит судно, которое привезло глинозем. На Дальнем Востоке Ванино уступает только Находке, но лишь потому, что пока не может работать в полную силу. На БАМе только один путь, встречные поезда вынуждены ждать и пропускать друг друга, а это сдерживающий фактор для бизнеса.

Николай Татаринов, руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива»: «Ванинский морской порт переваливает порядка 35 миллионов тонн, хотя мощности больше у этих терминалов. Железная дорога пока не может обеспечить доставку и загрузку этих мощностей. Поэтому мы мечтаем, когда железная дорога наберет обороты».

Обороты сейчас набирает стройка на БАМе. Всесезонно, круглосуточно и сразу на многих участках идет создание второго пути. Инженеры ищут тонкий баланс между строительством и напряженным летним движением.

По новому мосту на перегоне Дюанка — Токи поезда идут прямо по побережью Тихого океана. Жаль, что почти никто из пассажиров не может насладиться этим невероятным видом из окна, потому что большинство составов, которые здесь проходят, грузовые, идут они прямиком в торговые порты Ванино и Советская Гавань.

Второй путь через долину идет не рядом с первым. Из-за сложного рельефа его приходится прокладывать в отдалении от исторической магистрали. Предстоит модернизировали и саму станцию Токи. Теперь тут могут формировать в два раза больше составов.

Проект модернизации железных дорог на Дальнем Востоке рассчитан до 2035 года. Объем инвестиций составляет почти 4 триллиона рублей. Создадут не только вторые пути, но перестоят 24 сложных участка — 10 на БАМе и 12 на Транссибе, а еще две линии соединяют магистрали между собой.

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Читайте также