От заката до рассвета: кто и зачем работает в столичном метро по ночам

04.07.2024, 18:30

Видеосюжет: Дмитрий Лапиков
Видео программы «Сегодня в Москве»

Столичная подземка — одна из крупнейших в мире. Она насчитывает больше 250 станций. Ежедневно под землю спускаются свыше 6 миллионов пассажиров. Механики и инженеры столичного метрополитена постоянно следят за состоянием тоннелей, вестибюлей и перегонов, чтобы поездки москвичей были комфортными и безопасными, в ночную смену чинят пути, откачивает воду и грязь, проверяют пожарную сигнализацию и километры электрических проводов.

Метрополитен можно сравнить с кровеносной системой человека. Пассажиры — это кислород. Перевозят их пассажирские вагоны, которые можно назвать эритроцитами. Но есть и другая, незаметная, но не менее важная техника, которая поддерживает нормальное состояние организма под названием «Московское метро». Спецтехнику подземки можно сравнить с тромбоцитами — клетками, которые закрывают рану при кровотечении. Например, мотовоз МК2/15 способен доставить груз и бригаду на место поломки или отбуксировать другой состав.

Николай Титоренко, машинист-инструктор локомотивной бригады электродепо «Сокол»: «Метрополитен работает круглосуточно, и нам приходится следить за его техническим состоянием, и это наши главные машины, которые выходят на работу ночью и которые производят все необходимые работы».

В метро работает сразу несколько поколений мотовозов. Из новых — МТК-1. В нем установлены усиленная шумоизоляция, кондиционеры и автоматика, которая помогает сотрудникам в работе. В ночную смену работает и другая техника, среди которой — зумпфовый агрегат. Он откачивает воду и грязь, чтобы в тоннелях всегда было чисто. Похожая задача и у поезда СМ-М2, который зимой очищает от снега открытые пути. Машина способна расчищать снежные завалы высотой до 65 сантиметров. В составе экипажа — максимум три человека, которые и обеспечивают работу поезда. Он, в отличие от пассажирских, едет не за счет электричества от контактного рельса, а вырабатывает его сам с помощью дизельного генератора.

Андрей Зиновьев, машинист второго класса: «От этого дизеля питается вся электрика на этой машине, поэтому можно сказать, что она самоходная. Также стоят четыре электродвигателя, которые приводят в движение машину».

Хозяйственная техника работает почти с момента открытия метро, но тогда это были переделки из обычных грузовиков. Позже появились спецпоезда и целые отделы сотрудников ночной смены. Сегодня технологии ушли далеко вперед, и проверкой сотен параметров безопасности в метро прямо на ходу занимается спецпоезд «Синергия». Самый современный из спецпоездов — «Синергия-2». Это настоящая лаборатория на колесах. Он исследует состояние рельсов, габариты и облицовку тоннелей, нагрев электрооборудования и многое другое. По сути, поезд выполняет роль лейкоцитов — главных защитных клеток кровеносной системы.

«Синергия-2» в московском метро работает с 2015 года и, несмотря на безукоризненную работу поезда, сегодня специалисты занимаются разработкой новой версии главного диагноста подземки.

Михаил Старостин, заместитель начальника центра диагностики Московского метрополитена: «Кроме тех систем, которые установлены на этих комплексах, прибавятся системы проверки радиосвязи, автоматизации и сигнализации блокировки. Это будет установлено не на отдельном вагоне, а будет все в единой системе».

Увидеть «Синергию» или другие спецпоезда в дневное время — большая редкость. Они ездят ночью, когда для пассажиров метро закрыто. Благодаря их незаметной работе больше 5 миллионов человек, которые ежедневно пользуются метро, обеспечены комфортом и безопасностью.

Читайте также