Эксперты отмечают резкий рост количества фишинговых сайтов

02.07.2024, 10:54

Фото: Farzad / unsplash.com

Фишинг становится все более изощренным, мошенники даже используют искусственный интеллект.

Роскомнадзор за первое полугодие 2024 года ограничил доступ к 33 800 фишинговым сайтам на основании решений судов и требований Генпрокуратуры. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель регулятора.

В 2023 г. был ограничен доступ к 43 100 мошенническим ресурсам, в 2022 г. — к 13 800, а в 2021 г. только 3100.

Также 64 000 фишинговых сайтов были заблокированы с начала года по 20 июня в рамках программы «Антифишинг». Как говорит собеседник газеты, чаще всего подделываются сайты инвестиционных площадок, интернет-магазинов, банков, соцсетей и мессенджеров, сервисов онлайн-бронирования, а также органов государственной власти.

Как отмечает руководитель департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров, реальное число фишинговых ресурсов, очевидно, больше, чем число заблокированных. Оно может быть в 3–4 раза больше, чем цифры в статистике РКН.

Рост числа фишинговых ресурсов подтверждают и участники рынка. Например, за первые шесть месяцев 2024 г. «Яндекс браузер» выявил 214 000 фишинговых сайтов, тогда как за весь 2023 год было обнаружено 344 000 таких страниц.

Некоторые виды фишинга со временем становятся более изощренными и опасными, подтверждает заместитель директора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» на базе ТУСУР Руслан Пермяков. В частности, это касается фишинга с использованием искусственного интеллекта и deepfake-технологий для создания высокоперсонализированных и правдоподобных атак.

Также среди усовершенствованных методик Пермяков назвал клон-фишинг, когда злоумышленник использует ранее отправленное жертве легитимное письмо, чтобы создать его почти идентичную копию. «В поддельном письме ссылка или вложение заменяется на вредоносную версию, и письмо отправляется от имени якобы того же отправителя, часто с указанием, что это повторная отправка или обновленная версия», — уточняет он.

Руководитель подразделения Brand Protection компании BI.ZONE Дмитрий Кирюшкин говорит, что злоумышленники используют сезонность и новостную повестку: к примеру, в начале лета BI.ZONE зафиксировала рост мошеннических схем, связанных с продажей ответов на ЕГЭ/ОГЭ.

Читайте также