Это провал: что привело к сокрушительному поражению Эммануэля Макрона

01.07.2024, 09:46

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

Беспорядкам, охватившим французские города, предшествовала усиленная агитация. Национальные СМИ рисовали образ партии Ле Пен не иначе как враждебный и даже фашистский. По мнению некоторых французских политиков, беспорядки на руку самому Макрону. Коалиция президента набрала чуть больше 20%. Если у «Национального объединения» Марин Ле Пен во втором туре не будет абсолютного большинства и мятежи продолжатся, то Макрон может сослаться на угрозу территориальной целостности страны и применить статью Конституции, которая дает ему полную власть.

Макрон третий, но отнюдь не как Наполеон III. В случае Макрона это не титул, а лишь то место, которое занимает его партия на выборах в Национальную ассамблею. По предварительным подсчетам, которые будут уточняться, «Национальное объединение» Ле Пен — лидер первого тура с 33% голосов. Коалиция левых «Новый народный фронт — вторая (28%), а блок Макрона „Вместе“» сейчас на третьем месте с 20%. Франция оправела.

Патрик Вейл, историк, приглашенный профессор Йельской школы права: «Если Марин Ле Пен и Джордан Барделла победят на этих выборах, это будет первый случай в истории Французской Республики, когда крайне правые окажутся у власти без давления иностранного государства».

Политологи считают, что крен Франции будет не только вправо, а не влево, как в Британии, но и также на восток, а не на запад — в сторону Москвы, но не в сторону Брюсселя и Вашингтона, Евросоюза и НАТО.

Патрик Вейл: «Марин Ле Пен — подруга России. Это окажет влияние на отношения с Россией и наше участие в войне на Украине. Это окажет влияние на развитие Евросоюза. Она отнюдь не фанатка Европы».

Основная схватка во втором туре пойдет между левыми и правыми, а центриста Макрона, зажатого с обеих сторон, блок которого может набрать на 200 мест меньше, чем партия Ле Пен, чуть даже не забыли. Правые атакуют левых и наоборот.

Жордан Барделла, президент «Национального объединения»: «Левая коалиция открыто предлагает разоружить полицию, открыть клапан иммиграции, отменить борьбу со сквотами и с исламистским сепаратизмом. Господин Меланшон с друзьями несут экзистенциальную угрозу нашей нации».

Жан-Люк Меланшон, лидер левого движения «Непокоренная Франция»: «В соответствии с неизменной позицией на всех предыдущих выборах мы не позволим „Национальному объединению“ правых одержать верх, поэтому там, где они заняли первое место, а мы третье, мы снимаем свою кандидатуру».

Точное количество мест в парламенте будет известно после второго тура в следующее воскресенье. Сама Ле Пен переизбралась — уже в первом туре у нее подавляющее превосходство. В следующем туре ее партия может получить абсолютное большинство, если наберет 289 мандатов. В этом случае Ле Пен сможет назначить своего премьера и заняться не только внутренними делами, но и внешними. Не зря роль Макрона как главнокомандующего Марин Ле Пен назвала просто «почетной».

Марин Ле Пен, руководитель фракции партии «Национальное объединение» в Национальном собрании Франции: «Дорогие соотечественники, демократия заговорила, французский народ поставил „Национальное объединение“ во главе, практически уничтожив блок макронистов. Французский народ продемонстрировал свое желание перевернуть страницу после семи лет упадка и коррозии власти».

Лидер левого фронта Меланшон уже заявил, что нынешний премьер Габриель Атталь (ставленник Макрона) не сможет остаться на своей должности. Люди голосовали и против него тоже.

Синтия Жюстин, избиратель: «Это наши санкции против правительства. Люди недовольны тем, что происходит в последние годы. Мы чувствуем, что многое потеряли за последние годы, и люди негодуют».

Негодуют активно. Непонятно, на что Макрон рассчитывал: ему дали понять, что он нелюбим, и во время протестов против пенсионной реформы, и во время забастовок фермеров.

В Британии на подобный шаг (проведение внеочередных выборов) решался Борис Джонсон в 2019 году, чтобы протолкнуть через парламент свое видение Brexit. Тогда он большинство получил, но, во-первых, у него была ясная цель: его избиратель голосовал за то, чтобы закрыть скучную тему Brexit навсегда. Кроме того, Джонсон тогда лично был популярен. Правда, это быстро кончилось. У Макрона же нет сейчас такой популярности, как у Джонсона пять лет назад, и нет такой ясной и понятной цели.

Макрон, сидя без козыря, рискнул, и, похоже, его авантюра провалилась. «Тяжело оно, положение Макрона», — так сказали в Социалистической партии. В Париже и других городах к беспорядкам готовится и полиция, и народ.

Явка была выше, чем на предыдущих выборах. Очевидно, что у французов от заржавевшего, как выразилась Ле Пен, правительства наболело так сильно, что одним крестиком на бумаге против своих врагов эту злость не успокоить.

Связанные новости

Читайте также