За год разбивают тысячи машин: как испытывают технику в Центре НАМИ

04.07.2024, 11:00

Видео программы «Главная дорога»

Тысячи краш-тестов, исследований и заключений о безопасности — испытательному Центру НАМИ исполняется 60 лет.

Центр испытаний НАМИ — крупнейший в Европе полнопрофильный испытательный комплекс. Территория — более 2,5 тыс. гектаров и более 115 километров дорог. Полигон специально спрятан в тени вековых сосен. Деревья защищают от ветра, что важно для точности измерений.

Денис Загарин, руководитель Центра испытаний ФГУП «НАМИ»: «Мы беремся за любую работу, начиная от трехколесного велосипеда, заканчивая БелАЗом. Соответственно, легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы — это наша типичная ежедневная работа. И мы исследуем автомобили по всем свойствам. Оговорюсь, не только автомобили, но и комплектующие запасные части. Это, соответственно, пассивная безопасность, активная безопасность, тормоза, руление».

Даже производители не всегда знают о своих машинах то, что удается выявить в испытательном центре благодаря уникальным приборам, точным измерениям и опытным экспертам. Иногда заказчикам изделия приходится серьезно дорабатывать.

Евгений Киримов, заведующий лабораторией электрического привода и альтернативных топлив автомобилей Центра испытаний ФГУП «НАМИ»: «Мы здесь проводим комплекс испытаний. Это испытания при положительных температурах, при плюс 25 градусах. Испытания при отрицательных температурах — это минус 7. Потом испытания бортовой диагностики, каждое испытание занимает достаточно большой промежуток времени».

Первый автомобиль, который здесь испытали в далеких 1960-х, — герой бездорожья «КрАЗ», затем микроавтобусы «Старт», чуть позже — «Москвичи», «Запорожцы». Сейчас — почти все машины, которые хотят колесить в России, в том числе легендарный Aurus наматывает тысячи километров по гравию, асфальту, ухабам и кочкам. Причем на полигоне время проверки техники сокращается в несколько раз благодаря непрерывности испытаний.

Михаил Соколов, заместитель заведующего отделением дорожно-полигонных испытаний Центра испытаний ФГУП «НАМИ»: «Это и булыжная, асфальт, есть площадка для базальта, стиральная доска. Булыжная дорога может быть ровная, может быть профилированная. Также бельгийская мостовая: все здесь присутствует. В основном это все для испытаний на конструктивную прочность автомобилей».

Все восемь километров булыжной мостовой выкладывали вручную женщины. Динамометрическая дорога — крупнейшая в мире. На ней испытывают тягово-скоростные и тормозные свойства, управляемость и устойчивость. А 3000 километров, успешно пройденных машиной по бельгийской мостовой, где куча макро и микронеровностей, — по сути, эталон надежности техники: если выдержит такие испытания, не развалится и на наших дорогах.

Денис Загарин: «Сейчас у нас в строительстве огромная площадка под беспилотники с разгонной полосой более 700 метров. И в поперечнике она даст более 300 метров. Соответственно это та площадь, где беспилотники смогут безопасно взаимодействовать как друг с другом, так и с окружающей средой. Это будущее».

Новейшая полубезэховая камера электромагнитной совместимости — тоже будущее. Необходима для изучения излучения, которое создается приборами автомобиля и воздействия на машину этого излучения. Нагрузка на пол — более 20 тонн. Можно испытывать и мотоциклы, и седаны, и даже многоосные фуры.

Краш-тест — авария ради безопасности. Здесь за год разбивают тысячи даже самых элитных машин. В салоне тестовых образцов — манекены. На каждом — десятки датчиков, которые подключаются к системе сбора данных, и в результате видно, как авария может отразиться на теле и внутренних органах реального человека, даже младенца.

Морозильные камеры, глубоководные ванны, крутые подъемы и спуски, грязь и даже уникальная катапульта с возможностью замедления до 80G — именно в центре испытаний НАМИ дают заключения о степени безопасности всего, что только способно ехать.

Все выпуски программы «Главная дорога».

Связанные новости

Читайте также