«Геликон-опера» завершает сезон громкой премьерой «Мадам Баттерфляй»

28.06.2024, 09:50

Видеосюжет: Светлана Гордеева
Видео программы «Сегодня»

Громкой и очень долгожданной премьерой завершает театральный сезон столичная «Геликон-опера». Зрителям представили культовое произведение мировой классики «Мадам Баттерфляй».

Опера со сложной судьбой «Мадам Баттерфляй» уже 120 лет звучит со всех сцен мира и впервые — в «Геликоне». Режиссер, он же худрук театра, Дмитрий Бертман взял за основу не последнюю, уже ставшую классической версию, а начальную — ту, что композитор Джакомо Пуччини представил итальянской публике в первый и последний раз — потом пришлось переписывать.

Дмитрий Бертман, генеральный директор — художественный руководитель театра «Геликон-опера», народный артист РФ: «Она была обсмеяна, потому что вышли певицы в „Ла Скала“ со спицами в голове, и зал начал смеяться. И плюс японское посольство сделало ноту протеста композитору, потому что японцы в сатирическом смешном стиле».

В этой редакции Чио-Чио-Сан, она же мадам Баттерфляй, что в переводе означает «бабочка» или «мотылек», как будто всё тот же знакомый образ — 15-летняя девушка, которая вопреки семье хочет сбежать из Японии с американцем Пинкертоном и становится жертвой циничного предательства. Но если в классических постановках она отказывается от веры и страны из-за любви к Пинкертону, то на сцене Геликона всё иначе.

Дмитрий Бертман: «Они жили богатой жизнью и вдруг разорились, отец погиб, и она стала гейшей. А ей 15 лет, то есть Пинкертон покупает услугу с 15-летней девочкой. И ее задача — выбраться из Японии, получить американский паспорт и уехать из этой Японии, которую она уже не может видеть, потому что там все связано с несчастьем».

В первой редакции Пуччини объясняет, почему Чио-Чио-Сан хочет сбежать. Её родственники невежественны, консервативны, а дядя — и вовсе пьяница, над которым все смеются, в том числе и Пинкертон.

Иван Гынгазов, тенор: «У нас другая редакция, она больше по объему, здесь больше эпизодов с родственниками Чио-Чио-Сан, которые ярко характерные, Пинкертон издевается над ними, ему все это смешно».

Чио-Чио-Сан примеряет новую фамилию, но она не знает, что этот брак в Америке не имеет юридической силы и что она — лишь красивая бабочка, которой можно налюбоваться и взмахом веера погубить. Декорации, свет и костюмы словно передают внутреннее состояние героини. В премьере задействованы три состава, что редкость, ведь и опера непростая в исполнении, и партия Чио-Чио-Сан — одна из самых сложных.

Получить в эти непростые времена клавир и партитуру, проще говоря, нотную запись первой редакции оперы от семьи Пуччини было непросто, но театру удалось, и теперь в столице есть еще одна, новая «Мадам Баттерфляй» — итальянская трагедия в пастельных тонах.

Читайте также