Уникальный морской безэкипажный катер испытывают на Сахалине

28.06.2024, 10:20

Видеосюжет: Сергей Анцигин
Видео программы «Сегодня»

На Сахалине проводят испытания морского беспилотника. Катер, управляемый компьютером, способен пройти сотню морских миль и доставить в точку назначения около тонны груза.

Мыс Анастасии — один из самых живописных уголков острова Сахалин, при этом труднодоступный. Добираться сюда надежнее всего на катере. И именно такой нюанс логистики приходится учитывать строителям крупной биостанции. На скалистых берегах ученые, аспиранты и студенты ведущих вузов страны будут исследовать флору и фауну дальневосточных морей. И уже сейчас сюда доставляют необходимое научное оборудование, стройматериалы и провиант. Экономить на грузоперевозках удается благодаря безэкипажному катеру, созданному сахалинскими инженерами.

Первый на Дальнем Востоке морской беспилотник назвали в честь краснокнижных тюленей — сивучей, которые устраивают лежбища у берегов Сахалина. Несмотря на небольшие габариты, надувная лодка с мотором способна взять на борт 850 кг полезного груза. С помощью пульта дистанционного управления оператор отгоняет плавсредство от берега в заданную точку старта, а переход до мыса Анастасии длиной 70 км надводный робот преодолевает в режиме автономного плавания по запрограммированному маршруту. Разработчики следуют за ним на катере сопровождения для контроля.

Александр Пырков, оператор безэкипажного катера: «Это как робот-пылесос. Ему дается какой-то полигон, автоматически прокладывается галс, и он поехал по этим галсам очень точно, с очень точной скоростью, с очень точными курсами. Но нужно, чтобы оператор контролировал его по видеокамерам, мало ли какие там препятствия или другие суда. Следующий этап — научить его автоматически расходиться с другими целями».

Прежде чем отправиться в самостоятельное плавание, сахалинский «Сивуч» показал себя в прибрежной акватории Владивостока. Именно здесь регулярно проводятся всероссийские соревнования по морской робототехнике. Благодаря победе в состязаниях создатели катера получили президентский грант и с тех пор совершенствуют возможности надводного робота. Результатами успешных испытаний по автономной доставке грузов уже заинтересовались в правительстве Сахалинской области.

В самой обсуждаемой сфере применения морских беспилотников — перевозке социальных грузов на отдаленные территории Дальнего Востока — автономные небольшие катера вряд ли составят конкуренцию огромным судам-контейнеровозам, которыми по-прежнему управляют профессиональные моряки. Разработчики надводных роботов такой задачи и не ставят. А вот заменить в перспективе существующий маломерный флот и доставлять грузы на необорудованный берег без участия капитана и матросов, безэкипажные платформы вполне способны.

Читайте также