Как войти в IT: студенты оценили плюсы подготовки кадров для цифровой экономики

26.06.2024, 17:15

Видеосюжет: Алексей Прокин
Видео программы «Сегодня»

Россия сравнялась с Европой по доле специалистов IT среди общего числа работников. В стране в 2018 году запустили нацпрограмму «Цифровая экономика». Решения по подготовке кадров, которые были в нее заложены, полностью себя оправдали, говорят эксперты. Сейчас еще на студенческой скамье будущие айтишники создают проекты, с которыми выигрывают краевые гранты и получают запросы от крупных заказчиков.

Третьекурсник Егор Шестовец мыслит масштабно, во-первых, потому что на мониторе у него вся Солнечная система, во-вторых, задание ее воссоздать студент Дальневосточного федерального университета получил от заказчика, который находится за семь тысяч километров. Навыки Егора оценили в Московском геологическом музее.

Егор Шестовец, студент института математики и компьютерных технологий Дальневосточного федерального университета: «Самое сложное — это соблюдать реализм. Многие игры упрощают механику, а музей сетовал на реалистичное представление Земли и космоса».

Егор изучает прикладную информатику в компьютерном дизайне и на горизонте видит пост технического директора в крупной компании. Пока же в орбите его интересов участие в разработке компьютерных игр.

Егор Шестовец: « Самая свежая игра „Поймай меня, если сможешь“, игра в прятки в славянском стиле. Одни прячутся, другие догоняют».

В ДФУ не первый год кооперируются и с представителями индустрии, и с заказчиками, от цифры, на первый взгляд, далекими, стараясь начать подготовку студентов к практической работе как можно раньше. С цифровизацией в вузе так или иначе связаны 29 образовательных программ. Если же говорить об игровой индустрии в стране, то здесь пока вообще непаханное поле.

Александр Еременко, директор Академии цифровой трансформации Института математики и компьютерных технологий ДФУ: «Сейчас мы понимаем, что российский рынок пустой, открытый. И это хорошая почва, чтобы команды этим занимались, вырастали целые компании. Также этому способствуют магазины, которые придают приложения для разработки игр».

Нацпроект «Цифровая экономика» в этом году подходит к концу, но те решения по подготовке кадров, которые были в него заложены, себя оправдали, хотя в 2018 году, когда нацпроект только стартовал, оставалось только говорить «лиха беда начало». Показатели первых лет и правда воодушевляли не очень. Например, принимать на программы высшего образования по математическим специальностям и в сфере информационных технологий сначала собирались не больше 50–60 тысяч человек в год. Сегодня, судя по плановым показателям, вузы должны подготовить уже 120 тысяч таких специалистов. Кроме того, отечественному бизнесу в 2024 году было обещано 800 тысяч компетентных выпускников.

По доле айтишников среди общего числа работников Россия сегодня сравнялась с Европой — этот показатель 3%. Чувствуют себя уверенно и студенты. Так с чем же студенты-цифровизаторы столкнутся на выходе из альма-матер? Опрос 5500 тысяч студентов из 133 вузов провели в АНО «Цифровая экономика». Спрашивали в основном без пяти минут специалистов по таким направлениям, как «информатика и вычислительная техника», «компьютерные и информационные науки», «информационная безопасность». В общем и целом, к бою за место в отечественной IT-индустрии респонденты оказались готовы.

Картина получилась такая: 82% опрошенных планируют работать по специальности, 75% видят себя сотрудниками компаний, 28% хотят запустить собственный бизнес, который был бы связан с IT. Половина респондентов заявила, что к концу обучения обзавелась практическим опытом. Положительно свои профессиональные перспективы в сфере IT в России оценили 62% участников опроса.

Но увидели студенты и трудности и назвали в числе главных преград отсутствие практического опыта и ожидание высокой конкуренции. Чтобы преодолеть барьеры, 42% опрошенных планируют воспользоваться государственными мерами поддержки IT-специалистов.

Взаимодействие государства и IT-индустрии помогает выстраивать такие проекты, как «Цифровые кафедры», «Урок цифры» или же «Код будущего», а в Сибирском университете цифровизаторов для металлургии и энергетики учат в Академии ИТ.

Евгений Голубев — один из 2500 студентов, которых университет готовит к тому, чтобы они продолжили цифровую трансформацию России. Сейчас на столе у будущего специалиста по автоматизации технологических процессов и производств толстая книга рецептов по администрированию. Евгений понял, как и куда ему двигаться, когда в детстве задумался над тем, как работает уличный светофор.

Став студентами, на практику и стажировку будущие айтишники отводят треть своего расписания. Евгений за это время придумал портативное устройство, которое преобразует энергию из тепловой в электрическую.

Читайте также