«Люди меняются»: как православные центры помогают наркоманам победить зависимость

26.06.2024, 14:09

Видеосюжет: Иван Губин
Видео программы «ЧП»

26 июня отмечают Международный день борьбы с наркоманией. Сейчас под эгидой Русской православной церкви в нашей стране работают 246 центров по борьбе с зависимостью. Вместе реабилитацию проходят новички и те, кто в терапии давно. Как говорят наставники, так проще. А еще помимо смертельно опасной пагубной привычки там борются с устойчивым выражением «наркоманов бывших не бывает».

Татьяна уже закончила курс реабилитации, но по-прежнему приходит на еженедельные собрания в православный центр после воскресной службы. В кругу единомышленников проще удержать достигнутый результат. И ее опыт теперь нужен другим таким же, кто борется с наркозависимостью. Татьяна — одна из тех, кто прошел все возможные стадии и поднимался с самого дна.

Татьяна Герасимова: «Я употребляла наркотики 25 лет. И не было этому ни конца ни края. Я начала употреблять еще в школе».

За это время она попробовала если не все, то многое. И речь не только про запрещенные вещества. Попыток вылечиться тоже было немало. Но из типичного для наркомана сценария — доза, кража, тюрьма — Татьяна никак не могла выбраться.

Татьяна Герасимова: «Во время последнего моего срока мама мне сказала: „Дочка, я тебя, наверное, не дождусь“. И вы знаете, вот здесь пролетел ужас всей моей жизни, что я наделала».

Руку помощи протянули в центре «Реабилитация LIVE». Здесь Татьяна нашла то, чего ей не хватало — поддержку и веру в то, что не все потеряно. Пациентов там ведут священники вместе с психологами. С их помощью собирала себя заново и Юлия. Сейчас и не скажешь, что из своих 33 лет 15 она провела в забытьи. А ведь родила за это время четверых детей. Но плохо помнит, как они росли, учились ходить, говорить.

Юлия: «Мне стало страшно, я не хотела умирать. Мне было жалко детей, что они останутся одни, в детдом их заберут».

Как считают специалисты, именно с рассказа вслух о своей проблеме и принятия своего положения начинается путь в реабилитации. Те, кто его только начали, просят не показывать лиц. Те же, кто, как и Татьяна, дошли до финала, к своему прошлому относятся немного по-философски. Оно было, за него стыдно, но его не вычеркнешь. Самое главное — не вернуться обратно.

Татьяна Герасимова: «Конечно, меня шатает. И это будет, наверное, всю жизнь. Но то, что я обрела в реабилитации, я встала на вот эти лыжи, на которых я сейчас еду, а остальное я, конечно, поддерживаю».

Но сама тоже ждет поддержки, так как вернуться в нормальную жизнь очень сложно. По ее словам, православный центр — единственное место, где чувствует, что ее никто не осуждает, всегда примут и простят. Потому что для верующих сотрудников центра нет точки невозврата. Дорогу назад — к чистому разуму и здоровью — они проходят бок о бок с зависимыми. И даже после завершения реабилитации при православном храме наставники остаются на связи с подопечными. Встречи проходят каждую неделю после богослужений. Все добровольно.

Евгений Салахов, штатный клирик храма Живоначальной Троицы в Кожевниках: «Для нас было бы большим упущением, если бы люди оставались только у нас и жили бы замкнуто, не в своем социуме. Но, слава Богу, этого не происходит. Люди к нам возвращаются только для того, чтобы получить квалифицированную помощь. И мы видим, как люди меняются, и меняются к лучшему».

Конечно, кто-то срывается. И вернуться на путь исцеления успевают не все. Артём Савиных успел. 15 лет совмещал спорт и наркотики. Пока последние не заняли всю его жизнь. Тогда мужчина и пришел в реабилитационный центр. Что важно — самостоятельно.

Артём Савиных: «Это, кстати, одна из больших проблем, когда начинают засовывать своих детей куда-то против их воли. Им нужно опуститься на самое дно и самим оттолкнуться».

Полное осознание своей болезни в центре называют ключом к исцелению. Имея его, психологи и консультанты помогают зависимым открыть и другие двери. Например, к пониманию того, как и почему развивалась их личная зависимость, как жить без нее и заново выстраивать здоровые отношения. Однако как плацебо все это не работает — одной веры недостаточно.

Алексей Лазарев, руководитель центра помощи зависимым и их близким «Реабилитация LIVE»: «Человек должен какое-то время оставаться трезвым. Потому что 7 дней трезвости — это обязательное условие для вступления в программу. То есть это человек, который способен остановиться в употреблении и начать заниматься».

Помочь вернуться к нормальной жизни в этом центре абсолютно бесплатно готовы всем. В том числе тем, кто находится далеко от столицы. Для таких случаев готовы дистанционные программы.

Читайте также