Лже-защитников прав потребителей приговорили к срокам за мошенничество

25.06.2024, 14:30

Видеосюжет: Тамара Симонова
Видео программы «ЧП»

Лже-защитникам прав потребителей огласили приговор в суде. Группа мошенников, зарабатывающая на сломанных телефонах, долгое время была в тени. Правоохранители в течение нескольких лет собирали доказательства и пытались вывести на чистую воду тех, кто практически вымогал деньги у ритейлеров, торгующих бытовой техникой.

В Саратове решение суда фигуранты уголовного дела по статье «Мошенничество, совершенное организованной группой» слушали, пряча лица под масками, очками и капюшонами. Но их личности всем давно известны. 38-летний Дмитрий Фабрикант — примерный семьянин, отец и по совместительству идейный вдохновитель преступной группы, состоящей из пяти человек. Они, как было доказано, меньше чем за год успели обмануть крупные торговые сети электроники почти на девять миллионов рублей, выдавая качественный товар за бракованный. Было установлено больше 50 эпизодов обмана. Всех фигурантов приговорили к срокам заключения от года до трех, с чем так и не согласились прокуроры, требуя ужесточить наказание.

Вера Ягодкина, прокурор главного судебного отдела прокуратуры Республики Хакасия: «Фигуранты покупали дорогие сотовые телефоны, затем направлялась претензия в период гарантийного срока продавцу, в котором указывались недостоверные сведения, что товар неисправен. Затем направлялось исковое заявление в суд от имени покупателя».

Дальше в рамках закона «О защите прав потребителей» мошенники требовали расторжения договора купли-продажи и возмещения понесенных расходов: за покупку товара, уплату неустойки, штрафа, компенсации морального вреда. Суммы становились в пять раз больше стоимости купленной техники. Суд видел экспертизу, которая подтверждала наличие брака, и принимал решение о выплате денег покупателям. Вот только все люди в этой схеме были подставные, а экспертизы — поддельные. Мошенники сами аккуратно портили товар, в основном страдали разъемы для зарядки, камеры и диоды во вспышках. После этого за дело брался юрист — тоже участник организованной группы. Он представлял якобы клиентов по генеральным доверенностям. Их мошенники получали от людей, которые зачастую даже не понимали, во что их втягивают.

Полученные суммы по результатам судебных заседаний мошенники обналичивали и делили между собой. Установлено, что многие телефоны, признанные экспертизой нерабочими, прекрасно отслеживались по биллинговой системе. Оказалось, что купленную и якобы бракованную технику мошенники в магазины не возвращали, зарабатывали на ней дважды. Меняли сломанную деталь на новую и продавали.

Максим Свиридов, следователь по особо важным делам четвертого следственного отдела 2-го управления ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия: «По решениям суда они были обязаны эти мобильные телефоны сдать в ту компанию, в которой они приобрели. То есть они умудрялись даже еще и не возвращать эти сотовые телефоны. То есть они еще и обогащались на этом».

Аналогично действовали и семеро мошенников из Хакасии, которыми руководил Евгений Антоненко. Имея юридическое образование, он лично представлял интересы своих, как он их называл, доверителей. Следователи доказали 10 эпизодов мошенничества и 4 эпизода заведомо ложных заключений экспертов. Их Антоненко заказывал у знакомых.

Все заключения, которые предоставили мошенники в судах, были сделаны, по сути, на коленке. Судьям, которые не являются техническими специалистами, ничего другого не оставалось, как верить печатям предпринимателей на документах. Они, к слову, были настоящими, а вот подписи подделывали сами мошенники, продолжая вытягивать деньги из торговых сетей.

Сергей Коляда, представитель торговой сети: «Фактически они пренебрегают правом, где законодательство защитило простого потребителя, который может столкнуться с заводским браком и защитить себя. В результате страдают простые потребители, потому что компании несут многомиллионные убытки».

В итоге группа мошенников из Хакасии успела забрать у ритейлеров почти три миллиона рублей. Им назначили разные сроки заключения — от года до пяти, в зависимости от роли в преступной группе.

Читайте также