Видео программы «Сегодня»
На дне Финского залива полным ходом идут научные работы. Их проводят участники экспедиции «Голоса погибших кораблей». Аквалангисты обследуют останки советских судов, затонувших во время Великой Отечественной. На картах экспедиционного штаба нанесены десятки отметок, за каждой кроется трагическая история. Одна из них связана с подвигом моряков тральщика «Радуга».
Участники памятной акции выходят в море на большом учебном корабле, который движется уверенно и спокойно на скорости 14 узлов. А в 1943 году этот фарватер был напичкан минами. Их ставили тысячами, чтобы погибнуть, достаточно было одной.
Все та же гладь моря вблизи острова Сескар, но на глубине братская могила. На 43 метра уходят дайверы поисковой группы. На дне находится погибший советский тральщик «Радуга». Он освобождал акваторию вблизи Ленинграда от мин, но сам подорвался вместе с экипажем в холодный декабрьский день 1943 года, когда на воде была уже шуга изо льда.
Константин Богданов, руководитель проекта «Поклон кораблям Великой Победы»: «Носовая часть оторвана, обломки, килевая часть. Видна на носу
Найти тральщик спустя десятилетия помог проект «Поклон кораблям Великой Победы». В очередном квадрате поиска показался объект, лучи глубоководных прожекторов выхватили нос корабля, орудия и колокол. Так пролился свет на очередную тайну войны. Погибшие здесь 50 с лишним человек, в том числе военный экипаж и гражданские люди, которых вывозили с одного из островов, теперь найдены.
Константин Богданов: «Мы ставили задачу найти место гибели, чтобы люди не просто числились в списках пропавших без вести или сгинувшими
Табличка со списком погибших займет место на борту корабля. Первое имя Камиль Аптикаев, командир тральщика. Его фото сегодня в руках племянника. Своего дядю Феликс Фуадович прекрасно помнит. Дяде было 26 лет, когда он не вернулся с того выхода в море. Несмотря на почтенный возраст, расстояния и тяжелые чувства, племянник приехал на место гибели корабля.
Феликс Аптикаев, племянник командира тральщика «Радуга»: «Последний раз я его видел, когда мне еще 11 лет не было. Форсистый деревенский парень получил высшее военное образование, в 1940 году закончил, а в 1941 началась война. Больше не пришлось свидеться. Его помнили. Я уже человек пожилой, чувства переполняют».
Минута молчания и воинские почести, Андреевский флаг приспускают. Важный символичный момент: родственник погибшего командира ударил о поднятый со дна колокол. Он покрыт ржавчиной, местами окислился, но все такой же звонкий. Это голос затонувшего корабля, голос, который важно слышать спустя десятилетия в память о погибших моряках. Имена произносят сегодня и в молитвах. Игумен Иннокентий и священник, и подводный оператор, он молитвенным словом и делом помогает в поисках кораблей.
Игумен Иннокентий, участник проекта «Поклон кораблям Великой Победы»: «В тумане моряк мог узнать свой корабль по колоколу. Мы хотим сделать памятник с колоколами и именами, чтобы каждый мог позвонить в колокола».
Десять лет подводных поисков на Балтике. Это, по сути, последний большой корабль, пропавший в годы войны и найденный теперь. Стали известны конкретные места гибели более 10 подлодок и еще трех десятков разных надводных кораблей, чтобы помнили, чтобы родственники погибших смогли почтить память своих родных, приближавших Победу.
Читайте также
- Петербургские дайверы исследуют затонувший теплоход «Выборг»
Ученый-флотоводец : какие открытия сделалвице-адмирал Макаров- В поисках мирового эфира: чему посвятил жизнь Дмитрий Менделеев
- Ледокол с умнейшими детьми страны вернулся из Арктики
- Ледокол «Академик Трёшников» отправился из Петербурга к Арктике
- Подводные археологи РГО приоткрыли тайну гибели теплохода «Армения»