Видео программы «Сегодня в Москве»
В реставрационном центре имени Грабаря специалисты показали, как восстанавливают коллекцию из 100 плакатов «Окна ТАСС» из Музея современной истории. Уникальные агитационные плакаты создавались во время Великой Отечественной войны. Люди, для которых их делали, потом шли на фронт или к рабочим станкам и верили в победу.
Серия советских агитационных плакатов «Окна ТАСС» создавалась в годы Великой Отечественной войны. На фоне трагических событий они должны были поднять боевой дух, призвать к защите Родины и помочь поверить в победу.
Валерия Каграманова, главный хранитель Государственного центрального музея современной истории России: «Это было важно, это было патриотично, это было серьезно, искрометно. Самое главное, что делали плакаты в то время, помогали людям пережить страшные события, происходившие в их жизни. Это плакаты, которые всегда говорили: что бы ни случилось, как бы ни было тяжело, но мы точно знаем, что мы победим, потому что то, что мы делаем, это наша правда».
Плакаты не печатали их создавали вручную. Клеевые краски на бумагу наносили через трафарет. Это все тоже имело свой эффект: внимания к плакатам было больше. Спустя десятилетия они вновь обращают взоры на себя, только помощь нужна уже им в преддверии очередного 22 июня «Окна ТАСС» реставрируют.
Многочисленные разрывы, утраты деталей делали плакаты не на века, долгое хранение не предполагалось. В связи с этим сегодня у реставраторов еще больше задач, а помогают в их решении фотографы и химики. Плакат сначала разбирается на фрагменты: работать с цельным полотном невозможно, для этого они слишком большие. Сразу после так называемая промывка от желтизны: плакаты помещаются в ванну с водой, потом сушка, а дальше специальный микс из разного вида бумаги. Готовится нужная масса в блендере.
Анастасия Проскурнина,
Первый плакат вышел 27 июня 1941 года. Из всего жанрового разнообразия сатирический был самым популярным. Как известно, смех дело серьезное, он и помогал в тяжелое время. Создавали плакаты целыми семьями не только в Москве, но и в регионах, а после готовые изделия отвозили на фронт.
В реставрационный центр имени Грабаря попали 100 плакатов всего же в коллекции Музея современной истории России их около тысячи. Отбирали по принципу ветхости и информативности история здесь с первого до последнего дня войны. Готовят их уже в новом виде на выставку к
Михаил Калмыков, первый заместитель генерального директора ТАСС: «Плакаты это были просто такие обнаженные нервы, эмоции и для тех, кто их рисовал, и для тех, кто их видел. И во многом вот это делало нашу Победу».
«Окна ТАСС» это летопись Победы. Сквозь годы они помогают вновь почувствовать дыхание страны в то время.