«Дна нет»: сенаторы отчитали главу Boeing за бардак в цехах и бракованные детали

19.06.2024, 09:48

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Видео программы «Сегодня»

Boeing использует некачественные детали при сборке самолетов, а руководство требует это скрывать. Таковы новые подробности происходящего на сборочных линиях одного из крупнейших авиапроизводителей. Детали стали известны за несколько часов до сенатских слушаний. Там гендиректор Boeing отчитывался о повышении безопасности после крупных аварий 2018-го и 2019 годов. Оказалось, что с тех пор дела в компании только ухудшились, применять некачественные детали стали втрое чаще.

Гендиректора Boeing Дэвида Калхуна в Конгрессе встречали родные погибших в двух авиакатастрофах. В 2018-м в Индонезии и в 2019-м в Эфиопии самолеты авиагиганта рухнули на землю из-за проблем с программным обеспечением, погибли 346 человек. Калхун тогда компанию не возглавлял, но был в руководстве и сейчас счел себя обязанным извиниться.

Дэвид Калхун, гендиректор компании Boeing: «Я прошу у вас прощения за горе, которое мы причинили. Я хочу, чтобы вы знали, мы чтим память погибших, и до тех пор, пока мы работаем в Boeing, мы будем трудиться над усилением безопасности».

Но раскаянию главы Boeing мало кто в зале поверил. В 2020 году, когда Калхун встал у руля компании, он тоже обещал приложить все силы, чтобы обезопасить полеты, но с тех пор мало что изменилось.

Ричард Блюменталь, сенатор США (Демократическая партия): «Когда вас назвали главой Boeing, нам сказали, что вы — тот человек, кто исправит курс компании. Вы обещали усилить безопасность и восстановить доверие клиентов, проверочных служб и пассажиров. И многие действительно поверили, что Boeing начал меняться, но в прошлом январе фасад этих пустых обещаний Boeing буквально сорвало, мы узнали, что там даже дна нет».

В январе у совершенно нового Boeing 737 MAX авиакомпании Alaska Airlines после взлета отвалилась дверь. С этого начались очередные большие неприятности авиагиганта. Выяснилось, что сразу несколько бывших сотрудников компании уже давно предупреждают: ради ускоренной сборки самолетов Boeing жертвует качеством. Зачастую на новые лайнеры рабочие вынуждены ставить старые детали. Начальство в курсе и только этому потворствует.

Один из бывших инженеров Боинга Джон Барнетт даже судился с компанией, пытаясь привлечь ее к ответу, но, не добившись правды, в марте этого года свел счеты с жизнью. В апреле на слушаниях в Сенате еще один в недавнем прошлом сотрудник Boeing рассказал, как руководство реагировало на его заявления о нарушениях при сборке самолетов. «Меня игнорировали, мне сказали не задерживать процесс, в общем, если откровенно, мне сказали заткнуться», — сообщил бывший экс-работник компании.

За несколько часов до начала этого заседания прозвучали новые откровения. Инспектор по качеству компании Сэм Мохок написал конгрессменам, что Boeing использует некачественные детали при сборке самолетов, а начальство требует скрывать нарушения от проверяющих.

Ричард Блюменталь: «Сотрудник Boeing Сэм Мохок проинформировал нас, что Boeing неправильно регистрирует „некачественные детали, возможно, используя и устанавливая в самолеты поврежденные и бракованные детали“. Он сообщил, что его руководство потребовало от него скрывать это от инспекторов Федерального авиационного агентства, на него оказывается давление, ему угрожают увольнением. Это шокирующие обвинения, но они подтверждают то, что говорили другие».

Гендиректору Boeing крыть все это было нечем, он лишь пообещал еще больше усилить контроль за производством, но этого показалось недостаточно ни конгрессменам, ни родственникам погибших.

Кларисс Мур, мать погибшей в авиакатастрофе: «Я никогда не смогу увидеть мою дочь, подержать, обнять, поцеловать ее и услышать ее голос, только, наверное, во время кошмаров. Когда он говорит, что безопасность для них главный приоритет, это ничего для меня не значит. Для меня будет справедливо, если их призовут к ответу, если им предъявят уголовные обвинения и если мы с ними встретимся в суде».

В 2021 году после катастроф с Boeing в Индонезии и Эфиопии американский Минюст согласился не предъявлять обвинений компании в ответ на ее обещания улучшить качество самолетов. Теперь Конгресс, похоже, намерен рекомендовать американскому правительству вновь открыть дело против Boeing.

Связанные новости

Читайте также