«Гений места»: Мариинский театр проводит фестиваль в честь Игоря Стравинского

17.06.2024, 21:36

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Сегодня исполнилось 142 года со дня рождения композитора и новатора Игоря Стравинского. Его отмечают в Мариинском театре и на малой родине мастера в Ораниенбауме, где открылся фестиваль, посвященный известному на весь мир музыканту.

В эти дни посетители парка Ораниенбаум получают необычный подарок. Билет на вход становится еще и приглашением на гала-концерт Мариинского театра. Фестиваль «Гений места» в южном дворе Меншиковского дворца стал музыкальным приношением Игорю Стравинскому. Композитор родился в живописном пригороде Санкт-Петербурга.

Адажио из балета «Жар-Птица», исполненное на пленере Анной Самостреловой и Сергеем Уманцом, лишний раз напомнило и публике, и артистам: Стравинский был необычно щедр на буйные оркестровые краски.

Сергей Уманец, премьер балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра: «Мне кажется, здесь душа русской культуры. Она широка и прекрасна. По ощущениям здорово себя чувствую».

В триаде знаменитых на весь мир балетов невозможно обойтись без «Петрушки». Артист Мариинки Владислав Шумаков, следуя темпу, заданному композитором, высокими прыжками рисовал характер персонажа русских масляничных гуляний.

Главное — поймать непростую для восприятия балетного танцовщика музыку, и тогда можешь купаться в ней, как в море. А вот для музыкантов партитура Стравинского любима всегда. И в симфоническом исполнении, и с балетом.

София Виланд, солистка группы флейт симфонического оркестра Мариинского театра: «Эта музыка невероятно выразительная, в ней много аллегорических моментов. Она очень яркая и полна каких-то всплесков. Не в романтизме, а в какую-то ритмику больше. Я люблю такое исполнять. Поэтому можно проявить себя. Для меня это близко».

Правило творений Стравинского (захватывать исполнителей безумной энергетикой) работает всегда. Когда в 1942 году композитор создал концертные танцы, он не предполагал, что уже через неделю Баланчин поставит балет. К этому дню рождения композитора появилась своя интерпретация и на новой сцене Мариинского.

Музыку «Концертных танцев» разложили по цветам супрематизма. Именно эта эпоха в изобразительном искусстве перекликается с произведениями композитора. Его ритмы словно звучат в костюмах — чисто красном, желтом и черном.

Вместе с премьерным балетом на сцене дали и феноменально романтичный «Поцелуй феи». Всего ко дню рождения Стравинского в масштабных мероприятиях на разных площадках исполнено около 50 его произведений.

Валерий Гергиев, художественный руководитель — директор Мариинского театра: «В Ораниенбауме нет филармонии. Здесь хоть многое и связано со Стравинским, но нет музея-усадьбы. И нет дома, где рос великий русский музыкант».

В проекте «Гений места» маэстро Валерий Гергиев и музыканты всегда ищут место силы великих русских композиторов. Ораниенбаум словно зачаровал аурой архитектуры, в которой талант самого загадочного композитора-эмигранта, кровно связанного с русской землей, зазвучал еще сильнее.

Читайте также