Саммит по украинскому конфликту без участия России назвали «лицемерием»

16.06.2024, 16:12

Видеосюжет: Валерия Алёхина
Видео программы «Итоги недели»

Владимир Путин подробно объяснил, зачем и ради чего Россия решилась на украинскую операцию. Он сделал уже не первое предложение закончить. И предлагается не перемирие, а мир, с международным признанием границ и со снятием всех санкций. И точно так же Путин абсолютно четко объяснил, что Зеленский нелегитимен и легитимен не будет, мы готовы говорить только с законной властью. По украинской Конституции, это Рада и ее спикер. Заявление было сделано перед встречей в Швейцарии.

На заявление российского президента по украинскому урегулированию иностранные СМИ отреагировали мгновенно. Financial Times признала, что мирная инициатива российского президента стала самым подробным изложением условий Москвы для прекращения конфликта на Украине. Это отметили и в New York Times, газета назвала набор условий Путина «наиболее конкретным». India Times обратила внимание, что предложение направлено на окончательное решение, а не замораживание конфликта.

Однако союзники Киева отреагировали предсказуемо. Генсек НАТО Столтенберг сразу заявил, что не считает предложение мирным. Шеф Пентагона Остин продолжил: Россия не может диктовать Украине, что ей делать для установления мира.

«Запад может называть идеи Путина „нереалистичными“, но в итоге придется отнестись к ним серьезно», — пишут СМИ в Швейцарии, где открылся так называемый мирный саммит Зеленского.

Владимир Зеленский: «Нам удалось вернуть идею, что совместными усилиями можно остановить войну и установить справедливый мир».

Совместными усилиями по-украински — это значит без России. Нет на саммите и президента США Байдена. От Вашингтона — вице-президент Камала Харрис. Издание The Economist отметило, что список гостей недостаточно длинный, а сами гости недостаточно высокопоставленные. Попытка Зеленского собрать мировых лидеров провалилась.

Лоран Озон, политический аналитик (Франция): «Это ложь, дымовая завеса, за которой нет дипломатических усилий, туда не пригласили Россию, они не слушают предложения российской стороны о прекращении огня. Зеленский и США говорят: „Нам это не подходит“. Это лицемерие, им не нужен мир, они приехали и с улыбками на лицах говорят о продолжении войны».

Другие участники саммита сразу объявили, что формат встречи, где нет обеих сторон конфликта, значимых результатов не даст.

Виола Амхерд, президент Швейцарии: «Мы все понимаем, что мирный процесс без России не мыслим. В прочном решении должны участвовать обе стороны».

Фейсал ибн Фархан Аль Сауд, глава МИД Саудовской Аравии: «Важно, чтобы международное сообщество поощряло любые шаги в направлении серьезных переговоров, которые требуют трудного компромисса, как части дорожной карты, ведущей к миру. И здесь важно отметить, что любые серьезные переговорные процессы нуждаются в присутствии России».

Хакан Фидан, глава МИД Турции: «Россия недавно выдвинула новые условия. Вне зависимости от их содержания, они являются важным шагом и проблеском надежды. Я должен также отметить, что этот саммит мог бы быть более ориентирован на результат, если бы в зале присутствовала другая сторона конфликта — Россия».

Но Россию не пригласили. Зато в преддверии швейцарской конференции Зеленский отчаянно пытался уговорить приехать всех остальных. Побывал на саммите лидеров G7, подписал с Байденом соглашение о безопасности. Вот только Конгресс его ратифицировать не будет, так что никаких гарантий такое соглашение не дает. Еще объявили, что Вашингтон возьмет для Украины кредит на 50 млрд долларов, а расплачиваться будет Европа доходами от российских активов.

Перед «Семеркой» Зеленский снова пытался заручиться поддержкой Саудовской Аравии. Побывал в Германии, просил деньги, ПВО, дальнобойное оружие, как обычно, уверял, что это не только в украинских, а в интересах всей Европы. Одна половина Бундестага ему аплодировала, другая — бойкотировала. Готовности к компромиссам Зеленский не демонстрирует, а украинские политологи предупреждают, что дальше условия могут стать еще хуже.

Константин Бондаренко, политолог (Украина): «Преступлением является то, что мы не идем на эти переговоры. И мы бездумно надеемся на ту технику, которую нам дадут, что будет какое-то чудо-оружие, которое сейчас изменит ситуацию. Надо признать реальную ситуацию, а не бездумно класть каждый день тысячи человек. Что для нас важнее — люди или территории?»

Для Зеленского такой вопрос не стоит. Он позировал перед фотокамерами в Швейцарии, а украинские интернет-паблики в это время заполоняли уже привычные кадры столкновений граждан с военкомами.

Все выпуски программы «Итоги недели»

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также