Реконструктор Илья Туровский в интервью НТВ рассказал, как воссоздают исторические сражения и сколько стоит хороший костюм.
В Москве проходит фестиваль «Времена и эпохи», в рамках которого можно полюбоваться реконструкциями исторических сражений. Одно из главных зрелищ разворачивается на площадке «Взятие Парижа в 1814 году» в парке «Митино», где работает реконструктор Илья Туровский.
Илья Владимирович, в чем заключается ваша работа?
Я занимаюсь наполеоновской площадкой, большой парковой зоной «Взятие Парижа». Я главный помощник по реконструкции исторической части. Занимаюсь наполнением площадок, доставкой мундиров, пушек, организацией сражений, тренировок.
И непосредственно участвуете в сражениях?
Поскольку мы гордимся формой, которую заказали или получили от профессиональных портных, нам, конечно, хочется ее показать. Поэтому я, например, командую
Кто и как изготавливает форму? Сколько она стоит?
Такие мундиры многие сами собирают годами или с помощью мастеров. Дело даже не в деньгах, а в знаниях, которые требуются. Бывает, что люди несколько лет стоят в очереди у мастера, чтобы тот сшил нужный комплект одежды. Тебе самому надо разобраться, как вещи будут выглядеть, что нужно конкретно тебе, чтобы отвечать духу времени. Такие костюмы стоят в среднем от 150 до 200 тыс. рублей. Кольчуг у нас нет, это чуть раньше по времени в истории, так что в основном мундиры. Но специалисты по кольчугам, кожевенники и кузнецы у нас тоже есть, их гораздо больше, они очень хорошие.
Все вещи делают досконально. Там, где должна быть кожа, будет кожа, латунь значит, латунь, серебро серебро. Мы не обманываем сами себя. Хочется всегда достичь максимальной аутентичности. Поэтому все так небыстро. Замечу, что мастера из России и Белоруссии на голову лучше европейских или американских. Те, наоборот, у наших заказывают! Наши мастера делают и французские, и прусские, и, конечно, русские комплекты. В Чехии, Польше мастера еще остались, во Франции их уже почти нет. Многие французы сами заказывают из России.
Рвутся ли костюмы в сражениях, получаете ли вы травмы?
Знаете, идеальный мундир был только у французского гвардейца на плацу в саду Тюильри. В остальных комплектах спали, ели, воевали. Мы тоже так делаем: ходим в наших мундирах, спим, едим, воюем. Поэтому вещь может портиться, рваться. Но ты ее аккуратно зашил и все нормально. В европейских музеях есть экспонаты одежды с заплатками. Травмы тоже бывают, конечно, но мы стараемся их минимизировать, не рубимся насмерть. Те, с кем мы сражаемся, наши друзья. Через час уже вместе будем есть и песни петь.
Чем наши реконструкции отличаются, скажем, от европейских?
Они во многом похожи, но есть интересное отличие. У нас не принято проводить реконструкции по жесткому сценарию. В России очень много толковых командиров среднего звена, есть реперные точки для отрядов, батальонов, эскадронов. Поэтому мы можем аккуратно
А что плохого в том, что реконструкцию проводят с четкой опорой на историю?
Все просто. У нас на Бородино было 250 тыс. человек с обеих сторон, в сражении участвует одна тысяча. Ты не сможешь показать достоверно тысячу дерущихся и 250 тыс. человек еще. Есть проблема масштаб. Но нам и не нужен он, чтобы показать
Читайте также
- Режиссер Авдотья Смирнова рассказала НТВ о создании фильма «История одного назначения»
- Глава РНБ опроверг миф об утрате Россией статуса читающей страны
- Малышева: исторические брожения в умах навязываются извне
- В столице подводят итоги фестиваля «Усадьбы Москвы»
- Молодежный форум «Наследие» стартует в Москве 28 сентября
- Глава издательства «Наука» рассказал об ажиотажном спросе на новую «Историю России»