Человек против робота: «умный» трамвай соревновался с петербургскими машинистами

14.06.2024, 21:43

Видеосюжет: Антон Зыков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Искусственный интеллект и человеческий соревновались сегодня в Петербурге. 18 вагоновожатых и автопилот приняли участие в конкурсе профмастерства «Лучший водитель трамвая — 2024».

В трамвайном парке на первый взгляд идет обычная жизнь. Одни трамваи приехали на пересменку, другие поднимают токоприемники, а водители готовятся к выезду. Анастасия Шептякова тоже готовится, но надевает при этом белоснежные перчатки и усаживается почему-то на боковое сидение в кабине.

Анастасия Шептякова, оператор беспилотного трамвая: «Я подведу трамвайный вагон в ручном режиме к линии старта, включу беспилотный режим и дальше буду наблюдать».

Перчатки нужны для чистоты эксперимента. Руки водитель будет держать на коленях и лишь визуально контролировать систему. «Умный» трамвай сам мониторит ситуацию на дороге благодаря двум камерам, которые, как человеческие глаза дают ему объемную картинку, и он понимает, что перед ним происходит на дороге. Будь то человек, выбежавший на рельсы, или машина.

Мероприятие обозначено как первое в истории соревнование искусственного интеллекта с живым водителем. Хотя фактически это полноценные государственные испытания, причем международные. За тем, как петербургский трамвай нарезает круги, онлайн следят специалисты из семи стран, включая Аргентину, ЮАР и Южную Корею. Разработчики без тени сомнения сравнивают это с первым полетом человека в космос.

Ольга Ускова, президент группы компаний-разработчиков: «По трамваям нас никто не тестировал, потому что некому. Потому что таких аналогов по большому счету нет».

Активно внедрять в подвижной состав отечественные роботизированные системы будут в ближайшие 3–5 лет. Уже понятно, что за нейросетями будущее. Главное — научиться с ними ладить.

Читайте также