Фёдор Конюхов готовится к рекордным перелетам

13.06.2024, 11:27

Видеосюжет: Нахид Бабаев
Видео программы «Сегодня»

Знаменитый путешественник Фёдор Конюхов готовится сразу к двум уникальным экспедициям. Первая − рекордный полет к Северному полюсу на мотопараплане — состоится уже этим летом. А через год неутомимый покоритель стихий планирует отправиться на воздушном шаре через всю Россию. Эти, казалось бы, сугубо спортивные проекты связаны с важнейшими задачами в сфере импортозамещения.

Фёдор Конюхов готовится к новым путешествиям, а заодно и к новым рекордам. Первый — полет к Северному полюсу. Экспедиция стартует в Мурманске в начале июля. Ледокол «50 лет Победы» доставит экипаж на север острова Рудольфа. Оттуда Фёдор Конюхов с Игорем Потапкиным и начнут свой рекордный полет к Северному полюсу. Расстояние почти 1000 километров. Что же в этом уникального и потенциально рекордного? Транспортное средство — мотопараплан, его еще называют паралетом.

Паралет двухместный. Предполагается, что перед пилотом будет сидеть Фёдор Конюхов, он также будет вторым пилотом. Маленькая «птичка» может взлетать на высоту до 3 километров, разгоняться до 100 километров в час и преодолевать расстояние в 1,5–2 тысячи километров.

В прошлом году Фёдор Конюхов провел летные испытания необычного летательного аппарата в полевых условиях. Выяснилось, что конструкция имеет изъяны. Нужно было улучшить показатели дальности полета, облегчить конструкцию и хотя бы немножко повысить комфорт, а то ноги мерзнут. Знаменитый путешественник обратился к инженерам Петербургского политеха.

Максим Никитин, инженер-исследователь Инжинирингового центра Передовой инженерной школы СПбПУ: «Мы интегрировали в конструкцию два бака по 75 литров, что позволило нам существенно увеличить дальность полета. Если говорить об оптимизации, то мы улучшили аэродинамическое качество».

Углепластик, который использовали инженеры, позволил снизить вес конструкции обтекателя до 25 килограммов. При этом показатели безопасности улучшили.

Максим Никитин: «Конструкция предусматривает существенное увеличение жесткости ради безопасности пилота и второго пилота. То есть у нас конструкция рассчитана на то, что в случае аварийной или грубой посадки на лед аппарат выдержит этот удар и, соответственно, остается в целости».

Апгрейдом конструкции занималась передовая инженерная школа Политехнического университета Петра Великого. Чем ПИШ отличается от обычной кафедры в университете? Тем, что они берутся за решение уникальных задач, по сути, с нуля создают технологию.

Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ: «Мы применяем для решения этих задач, для создания продуктов технологии, которые применимы для массового сектора. Например, это автомобилестроение, авиастроение, двигателестроение, это атомное машиностроение, нефтегазовое машиностроение, когда счет будет на сотни, тысячи изделий».

Еще один проект, которым сейчас занимается Передовая инженерная школа Политеха, — гондола для воздушного шара. На ней Фёдор Конюхов планирует побить свой же рекорд.

Второе путешествие начнется в городе Кировске, под Мурманском. Известный путешественник вместе с напарником пролетят через всю Россию до Чукотки без посадки. Расстояние почти 5 тысяч километров.

Максим Иванов, инженер Инжинирингового центра Передовой инженерной школы СПбПУ, выпускник Передовой инженерной школы СПбПУ: «Основной критерий, на который мы ориентировались, это то, что у нас здесь будут лететь два пилота. Соответственно, им должно быть комфортно друг с другом на протяжении всего полета, они не должны друг другу мешать, при этом они должны иметь возможность безопасно приземлиться».

Фёдор Конюхов сам неоднократно приезжал в Политех, чтобы протестировать воздушное судно. Отправиться в путешествие на большом воздушном шаре Конюхов планирует в следующем году. Подобные решения помогают решить сразу несколько задач.

Алексей Боровков: «Первая задача, которую мы решаем, это у нас называется первым „прыжком лягушки“, импортозамещение. Мы должны выпрыгнуть на уровень, который отвечает мировому. Второй „прыжок лягушки“ — это импортоопережение, действительно. В какой-то точке в полете мы достигаем цели — технологического суверенитета».

«Приземление лягушки» станет показателем новой экономической реальности, где уже весь остальной мир в роли догоняющего.

Читайте также