В Новосибирске реставрируют пролежавший в тундре почти 70 лет самолет «Дуглас»

07.06.2024, 17:20

Видеосюжет: Владимир Богомолов
Видео программы «Сегодня»

В Новосибирске восстанавливают уникальный самолет «Дуглас». В 1947 году он совершил аварийную посадку в таймырской тайге, а летевшим на нем несколько недель пришлось ждать эвакуации.

Когда самолет попал в руки реставраторов, он больше напоминал решето. Вандалы пробили дыры в обшивке, вырвали и забрали часть оборудования. Но самый серьезный урон был получен во время жесткой посадки.

Почти 70 лет самолет пролежал в зоне вечной мерзлоты. В 2016-м была развернута операция — борт эвакуировали из Заполярья в Красноярск. Реставрацию доверили новосибирским мастерам. Изначально им обещали помочь заокеанские авиаторы — из Америки должны были выслать целую кабину взамен искореженной, но посылку так и не отправили. Российским реставраторам пришлось собирать самый сложный элемент вручную, деталь за деталью.

Андрей Пузанов, реставратор: «Элементы приходится выдумывать. Те же стрингера, шпангоуты подгонять, потому что чертежей этой кабины, это какой-то секретный объект, их нигде нет».

Борт восстанавливают, чтобы сохранить историю. Лайнер попал в Советский союз из США по программе ленд-лиза в годы Великой Отечественной. После был занят на грузопассажирских перевозках. В один из таких рейсов в 1947 году вылетел с архипелага Северная земля в Красноярск. В небе отказал двигатель. Самолет вынуждено сел в ледяной пустыне, благодаря мастерству пилота никто не погиб. Капитан воздушного судна Тюриков и еще восемь человек ушли за помощью и пропали в заснеженной тундре. Оставшиеся на борту три недели ждали спасения.

Борт самолета стал дневником для пассажиров. Карандашом на металле они оставляли, например, такие надписи: «Сидим одни, все на исходе. Духом никто не падает, все ждем. Праздники встретили весело». И к этим артефактам реставраторы относятся особенно трепетно. Чтобы надписи не исчезли, их покрыли лаком.

Специалисты не просто готовят музейный экспонат. Воздушное судно отремонтируют до почти летного состояния. А все детали, даже новые, будут выглядеть как перед последним полетом.

Борт Тюрикова готовят для Красноярского музея освоения Севера. Правда, здание еще не начали строить, поэтому для главного экспоната ищут временные решения. Этим занимается Русское географическое общество, курирующее «Дуглас» с момента эвакуации с Севера.

Завершения реставрации сильнее прочих ждет Авелина Анциферова, дочь Максима Тюрикова, капитана воздушного судна, который ушел за помощью и пропал. Отца в последний раз она видела в возрасте шести лет. Хранит все заметки о нем. И считает, что возвращение самолета важно не только для нее, но и для истории покорения Заполярья.

Авелина Анциферова, дочь пилота Максима Тюрикова: «Я только и жду этого момента. Потому что когда я вижу „Дуглас“, особенно то, что там написано папиной рукой, все мое здесь оживает».

Уже в июле борт Тюрикова ждет первый выход в свет — его покажут новосибирцам на празднике авиации. До конца года завершат все оставшиеся работы. И воздушное судно отправится домой, в Красноярск, откуда самолет вылетел в последний рейс.

Читайте также