«Мы не хотим Майдана»: Грузия разворачивается в сторону России

01.06.2024, 16:10

Видеосюжет: Антон Чечулинский
Видео программы «Центральное телевидение»

С декабря 2023 года Грузия является официальным кандидатом на вступление в Евросоюз, что с географической точки зрения, вообще-то, полный абсурд. Несмотря на то, что четкой границы между Европой и Азией не существует, Грузия — это точно не Европа. Она, как и все Закавказье, относится целиком к Азии. Если судить по американским учебникам географии, восточная граница Европы проходит по водоразделу Большого Кавказа. Так вот в этом случае около 5% грузинской территории можно условно отнести к Восточной Европе. Но в большой политической игре США обычно плевать на географию, у Белого дома на Тбилиси всегда были свои виды.

Пусть в Тбилиси повсюду флаги ЕС, Грузия — дело тонкое. Неспокойно было в 1991 году, люди выходили на улицы во время «революции роз». Многие здесь предвкушали очередную революцию. Хронология событий: правящая партия «Грузинская мечта» вносит в парламент закон об иноагентах, согласно которому некоммерческие организации, которые финансируются из-за рубежа, должны сделать свою деятельность прозрачной.

Ираклий Кобахидзе, премьер-министр Грузии: «Мы должны быть уверены, что вода в этой стране не станет мутной, что не произойдет украинизации».

Западные политики называют этот закон пророссийским, оппозиция выводит людей на улицы, однако парламент все равно принимает его, но на сторону протестующих встает президент и накладывает вето.

Решающим днем стал вторник на прошлой неделе. Знаменитый проспект Руставели раскрашен в цвета грузинского флага, потому что страна отмечала День независимости. В здании парламента депутаты пытались преодолеть вето, которое президент наложила на новый закон об иноагентах. Протестующих на удивление мало, и вели они себя как-то тихо. Но, похоже, все только начиналось — неподалеку монтировали сцену для вечернего митинга. Бабушки специально к уличной акции продавали свистки и флажки Евросоюза. Пожилые женщины говорили, что по-русски не понимают, но и по-английски они тоже не поняли. Видимо, сами грузины к евроинтеграции еще не готовы, пришлось объясняться на пальцах.

К парламенту приехал брат президента Отар Зурабишвили. Они с сестрой — уроженцы Франции, им особенно тревожно, что Грузия вдруг разворачивается в другую сторону.

Отар Зурабишвили, брат президента Грузии: «Сейчас мы фактически входим в состав России. Это измена, это неприемлемо, это лицемерие».

В парламенте пришлось остужать накаляющиеся страсти. Депутата оппозиционной партии «Стратегия Агмашенебели» Георгия Вашадзе облили водой. 84 голосами парламент преодолел вето. Был риск, что в Тбилиси повторится все то, что творилось в городе после второго чтения несколько недель назад. Премьер Грузии даже не пытался подбирать синонимы.

Ираклий Кобахидзе: «Кто-то хочет Майдана, мы не хотим Майдана».

Михаил Жгенти, генеральный секретарь партии «Солидарность во имя мира»: «Я об этом уже давно говорил: просто печенье им заменили на хачапури. К ним уже приезжали четыре министра иностранных дел — Литвы, Латвии, Эстонии и, как это ни удивительно, Исландии. Это же анекдот, что он забыл в Грузии?»

Известный в Грузии политик Михаил Жгенти — один из тех, благодаря кому удалось восстановить прямое авиасообщение между Москвой и Тбилиси.

Михаил Жгенти: «Сейчас в Грузии от 10 до 15 тысяч НКО. Им идут огромный деньги. Эти суммы мы как раз и наблюдаем сейчас на своих улицах. Суть закона одна: обеспечить прозрачность».

Карин Жан-Пьер, пресс-секретарь Белого дома : «Это вынудит нас коренным образом пересмотреть наши отношения с Грузией».

К слову, в самих Соединенных Штатах деятельность иностранных агентов ограничена сразу семью законами.

Карин Жан-Пьер: «Такое законодательство противоречит демократическим ценностям и еще больше отдаляет Грузию от Евросоюза. И давайте также не будем забывать о НАТО».

Темур Пипия, политолог: «Я хочу поздравить с этим грузинский народ. За это я и поднимаю тост, за то, что мы будем строить единую мирную семью с братскими народами — абхазским, осетинским и русским».

Пока перед парламентом все еще копятся силы, политолог Темур Пипия под охлажденное домашнее вино объясняет скрытый смысл происходящего.

Темур Пипия: «Из-за агрессивной политики Грузия фактически стала закавказским Израилем. Да, мы стали ближе к США, мы стали как никогда ближе к Европе. Но мы отдалились от Абхазии и от Южной Осетии».

По мнению Пипии, в правящей партии «Грузинская мечта» наконец-то задались вопросом: а стоит ли статус кандидата в члены ЕС, его флаги по всему Тбилиси и обещания скорого вступления в НАТО территориальной целостности Грузии? И этот разворот в сторону России — как раз ответ на него.

Михаил Жгенти: «Южная Осетия и Абхазия — это боль Грузии, с которой без помощи России нам никак не справиться».

Понимают ли это те, кто сейчас на улице? Вечером проспект Руставели был перекрыт, митингующие свистели перед парламентом, рядом дежурили скорые, а еще дальше — огромное скопление полицейских и спецназа, несколько автомобилей с водометами. Все они стояли и готовы были в любой момент въехать на проспект Руставели пресекать беспорядки. Несмотря на громкие призывы оттуда, складывалось впечатление, что полиция здесь скучает. Свежая надпись на здании парламента переводится как «филиал Кремля». Президент Грузии так и не дошла до митинга.

Саломе Зурабишвили, президент Грузии: «Вы сегодня недовольны? Используйте эту энергию для сбора подписей. Принесите их мне, и я проведу референдум по вопросу, хотим ли мы европейского будущего или русского рабства».

А ведь президент могла бы поступить иначе и дать оппозиции того, кто действительно сумел бы ее сплотить перед выборами. Нужно было одним лишь росчерком пера помиловать Михаила Саакашвили.

Темур Пипия: «Конечно, Михаил Саакашвили имеет определенный потенциал. Но если он выйдет из тюрьмы, он составит конкуренцию прежде всего ей самой, что, естественно, ее не устраивает».

На другом митинге у микрофонов появился основатель и почетный председатель партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили.

Бидзина Иванишвили, основатель и почетный председатель партии «Грузинская мечта»: «Сегодняшняя Грузия — это не Грузия времен Шеварднадзе и это не Украина Януковича».

Судя по всему, «Грузинская мечта» оказалась партией вовсе не мечтателей, а прагматиков и реалистов.

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Читайте также