Сделано в России: какая отечественная продукция пользуется спросом за рубежом

31.05.2024, 17:02

Видеосюжет: Алексей Прокин
Видео программы «Сегодня»

Еще 24 тысячи российских компаний получили выход на зарубежные рынки в прошлом году. Это на 23% больше, чем годом ранее. Помог в этом «Российский экспортный центр». Его специалисты объясняют, как стать участником международных тендеров, консультируют по таможенным вопросам, помогают оформить страховки. За границей отечественная продукция сейчас пользуются особым успехом.

На выставке «Россия» Александр Бояринцев бодр, энергичен, уверен в себе. Он рассказывает о собственной компании так, будто она только вышла на рынок, а за плечами уже полсотни стран, которые покупали, покупают и будут покупать гидроизоляцию и огнезащитные покрытия, которые Александр и его работники называют «жидкой броней».

Еще недавно Александр конкурировал за мировые рынки с американцами. Теперь бизнесмен признается, что американцы нервно дышат в спину, глядя на то, как дистрибьюторы уходят к отечественному производителю чудо-краски, а сама компания набирает экспортные обороты.

Собственных сил и потенциала роста у компании Александра не занимать, но все же ключевую роль в том, что небольшому российскому производителю удалось покорить мировой рынок, сыграли программы поддержки экспортеров.

Александр Бояринцев, генеральный директор компании по производству изоляционных покрытий: «Когда мы начинали, экспортные контракты были стихийные. Когда мы познакомились с мерами поддержки, именно тогда у нас не 10% стал экспорт, а 70–80%. Это система».

Генеральный директор «Российского экспортного центра» Вероника Никишина на ярмарке в Китае рассказала о том, как быстро пройти путь от внутреннего рынка до внешнего. В Поднебесной выстроились очереди за российским мороженным. КНР входит в пятерку стран, куда поставки отечественных товаров за прошлый год выросли на 25 с лишним процентов. Лидирует в этом списке Саудовская Аравия — рост экспорта 87%.

Чтобы бизнесу было легче понять, где находятся тридевять земель, куда можно везти и с успехом продавать свои товары, рынки сбыта российской продукции поделили на четыре группы. Этим вопросом занимался «Российский экспортный центр». Ряд стран бывшего СССР входит в первую группу, с ними связи давно налажены, производителей хорошо знают. Особенно в странах ЕАЭС. С дружественными государствами экспорт растет за счет взаимного интереса и появления новых торговых путей. Это государства Азии и Ближнего Востока.

Рынки стран Латинской Америки составляют третью группу. А вот четвертая группа стран, которым интересны российские товары, разбросана по всему миру. Как отмечают составители карты, у таких стран, как Сербия, Марокко или, например, Кения, точечный экспортный потенциал.

Задавшись вопросом, почему в России так мало промышленных роботов, Артём Лукин решил бросить вызов флагманам отрасли и не прогадал. Сначала его роботизированные руки дотянулись до отечественных производств, которые устали не только переплачивать за импорт, но и по году ждать, пока иностранный производитель интегрирует своих роботов в производство.

Артём Лукин, основатель компании по производству промышленных роботов: «Как только мы нашли ключ к этим пунктам, нам удалось взломать рынок и поставить на поток. Снизили цену и сроки поставки, за счет этого роботы используются в малом и среднем бизнесе».

Следующим шагом стал выход на рынки СНГ. На компанию начала работать ее репутация, заказчики потянулись сами. А те, кто в 2022 году категорически решил помахать отечественным клиентам роботизированной рукой, по словам Артёма, теперь неумело маскируются под друзей России.

Артём Лукин: «Особенно забавно смотреть, как они пытаются вернуться в Россию, называя себя пророссийскими и азиатскими компаниями, но наедаемся, что заказчики сделали свои выводы».

В Северной столице производят и обслуживают беспилотники для аэрофотосъемки и геологоразведки, гоночные FPV-дроны и образовательные квадрокоптеры. Компания — участник нацпроекта по развитию беспилотных авиационных систем. В России производитель участвует в техническом оснащении образовательно-производственных центров, которые будут готовить специалистов по управлению беспилотниками. За рубежом продукты и услуги компании сегодня востребованы в 40 странах.

В прошлом году «Российский экспортный центр» поддержал 24 тысячи компаний. Лавируют в море с акулами капитализма амбициозные отечественные предприятия, освоив платформы и сервисы, которые разработали специалисты центра. Одна из главных задач сегодня — показать миру все возможности российских производителей и оставить в прошлом ставшие традиционными ассоциации с матрешками и балалайками.

Читайте также