Паника и нестабильность: как гибель Раиси изменит расклад сил на Ближнем Востоке

25.05.2024, 19:38

Видеосюжет: Клим Санаткин
Видео программы «Центральное телевидение»

19 мая при крушении вертолета погиб президент Ирана Эбрахим Раиси. Внезапная смерть главы государства всегда рождает массу конспирологических теорий. Эта авиакатастрофа не стала исключением. Несмотря на то, что основная версия крушения — плохие погодные условия, странностей здесь все равно хватает. Выяснилось, что для ставшего роковым визита был использован старый американский вертолет Bell 212. Также, по данным газеты Turkiye, пилотов для президента всегда назначали из рядов Корпуса стражей исламской революции, а в этот раз вертолетом управлял армейский экипаж. Кроме того, незадолго до вылета по какой-то причине изменился состав пассажиров, которые поднялись в воздух вместе с Раиси.

Миллионы иранцев на этой неделе попрощались с главой государства — Эбрахимом Раиси.

Йосеф Купервассер, бригадный генерал Армии обороны Израиля: «Раиси был символом Ирана, во-первых. Во-вторых, он был потенциальной заменой Хаменеи, когда тот скончается. Именно поэтому эта потеря болезненна для иранского режима и является проявлением его слабости, особенно внутри. Вот почему Ирану важно было показать массовость на похоронах. Продемонстрировать, что народ с властью».

Вертолет, на борту которого находились президент Ирана и его министр иностранных дел, разбился в воскресенье в гористой северо-западной части страны. Поисково-спасательные команды прочесывали район высоких гор и густого леса под дождем и туманом более 10 часов.

Еще не рассеялся туман на месте крушения вертолета и не были опубликованы официальные версии, как в разных уголках мира и в самом Иране зазвучали версии, кто может стоять за гибелью президента. Эти версии слышны были и во время прощальной церемонии, когда люди кричали: «Смерть Израилю» и «смерть Америке».

Хушанг Амирахмади, профессор школы планирования и государственной политики имени Эдварда Блаустейна при университете Ратгерса: «Я не думаю, что за этим стоят американцы. Обычно в таких ситуациях подозрение падает на сторону, которой это выгодно. Не думаю, что Америке выгодна эта авария или устранение господина Раиси и его министра иностранных дел, который активно вел переговоры с США. Наоборот, это должны быть силы, которые выступают против этих переговоров. Исходя из этого, можно предположить, что здесь приложил руку Израиль».

По словам профессора, еще в середине апреля Иран запустил в направлении израильской территории «массивный рой» из более чем 300 дронов-камикадзе, крылатых и баллистических ракет, что стало самой массированной атакой за последние годы и резко ухудшило и без того непростые отношения двух стран.

Хушанг Амирахмади: «Если можно судить по опыту и событиям прошлого, нельзя исключать какую-то причастность Израиля. Но я не думаю, что Тегеран готов заявить об этом публично. Даже если бы выяснилось, что это был некий заговор внешних сил, Тегеран бы об этом промолчал. Так что не стоит ожидать, что Тегеран будет заявлять о виновности Израиля. Вряд ли».

Йосеф Купервассер: «Это просто смешно. Израиль не имеет к этому никакого отношения. Это была катастрофа вертолета. Такое случается. К сожалению, погода была очень плохой. Они приняли неправильное решение вернуться в Тегеран, несмотря на плохую погоду, и это стало причиной аварии».

Но как тогда смерть Раиси будет менять положение сил на Ближнем Востоке и внутри самого Ирана?

Хушанг Амирахмади: «На Ближнем Востоке пребывают в состоянии паники. Смерть Раиси, очевидно, только усилит эту панику, усилит нестабильность и станет еще одним поводом для беспокойства во дворцах, как я их называю, в противопоставление улицам».

Всю эту неделю профессор Хушанг Амирахмади внимательно следил за каждой новостью вокруг гибели президента Ирана.

Хушанг Амирахмади: «Важно понимать, что Раиси не имел контроля над внешней политикой Ирана, в частности региональной политикой. Этой политикой занимается господин Али Хаменеи, высший руководитель, который все еще на посту. Стиль управления господина Хаменеи отличается постоянством, а не изменчивостью. Так что я ожидаю, что он будет продолжать вести политику в том же русле, что и до этого события».

Значит, и политика Ирана на Ближнем Востоке останется прежней. Как и Израиля, который продолжает операцию в секторе Газа.

На прощании с президентом Раиси присутствовал и произнес речь и лидер боевиков ХАМАС — Исмаил Хания.

Исмаил Хания, лидер группировки ХАМАС: «Я пришел от имени палестинского народа, от имени группировок сопротивления Газы, чтобы выразить соболезнования в связи с гибелью Ибрахима Раиси».

Йосеф Купервассер: «ХАМАС останется преданным Ирану, а Иран останется преданным ХАМАС. Иран будет пытаться помочь ХАМАС любым возможным способом. Я не думаю, что его смерть повлияет на войну в Газе».

Но, кажется, так не считает Международный уголовный суд, чей британский прокурор Карим Хан уже на следующий день после гибели Раиси захотел посадить на одну скамью премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и лидеров движения ХАМАС.

Хушанг Амирахмади: «Международный уголовный суд — это очень интересная организация. Конечно, это суд по международному праву, он был учрежден Уставом ООН. Но у него отсутствует механизм приведения в исполнение своих голосований и решений. Это больше заявление, нежели план действий».

Выходит, европейских политиков мало интересуют реальные способы решения вечного арабо-израильского конфликта, который тянется уже не одно десятилетие.

Сегодня предлагаются разные варианты решения этого конфликта. И одно из них — признание в одностороннем порядке государства Палестина. Но, как это часто бывает, у этой медали есть обратная сторона, которая может оказаться недовольной таким решением вопроса.

На этой неделе стало известно, что Испания, Норвегия и Ирландия нанесли свой дипломатический удар по Израилю и признали палестинское государство. Эти шаги, хотя и в значительной степени символические, были одобрены палестинцами и осуждены Биньямином Нетаньяху, который назвал их «наградой за терроризм». Сам же премьер-министр Израиля отказался разработать послевоенный план управления Газой, все дальше отдаляя возможность существования двух государств не в войне, а в мире.

Два государства, два народа. Дипломаты снова пытаются сдуть пыль со старой формулы мира, с помощью которой уже пытались помирить арабов и евреев. Решение выглядит идеальным. Но не для тех, кто уже больше полувека поливает эту землю кровью своих врагов. Любая дипломатия бессильна там, где каждый из претендентов на эту землю обетованную видит себя победителем и как победитель получает все.

Йосеф Купервассер: «Мое предположение — война продлится еще пару месяцев, прежде чем мы покончим с основными формированиями ХАМАСа. Это необходимое время. И после этого война все еще будет, но с меньшей интенсивностью, потому что потребуется время, чтобы очистить Газу от боевиков».

Кажется, события, которые последуют за «черным лебедем» — неожиданной гибелью президента Ирана — еще могут накрыть волной весь Ближний Восток. Но пока и в судьбе Израиля, который атакуют боевики ХАМАС, и в судьбах жителей сектора Газа, где Израиль продолжает наземную операцию, мало что поменялось.

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Новости по теме

Читайте также