Сделано в России: как создавалась самая современная полярная станция «Восток»

21.05.2024, 11:58

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня»

Сегодня в России отмечают День полярника. Это профессиональный праздник для геологов, строителей, моряков и пилотов, которые причастны к освоению Арктики и Антарктики. В этот день в 1937 году началась работа первой экспедиции полярной дрейфующей станции «Северный полюс — 1». С тех пор у наших ученых было немало достижений. Среди них и недавно введенный в эксплуатацию новый зимовочный комплекс «Восток» в Антарктиде.

Самая удаленная от цивилизации точка с самым суровым климатом — антарктическая станция «Восток». Она модернизировалась несколько раз, но последние 30 лет непростая жизнь на ней превратилась в тяжелейшее испытание.

Михаил Слипенчук, председатель совета директоров ОАО «Запсибгазпром», профессор МГУ им. М. В. Ломоносова: « В 90-е годы, когда СССР распался, наука перестала финансироваться вообще, не выделялось топливо, не завозились трактора, в результате за эти годы научная станция „Восток“, на которой работают до сих пор наши полярники, ушла под снег».

Новый зимовочный комплекс нужен был уже давно, но реализовать проект начали только в конце прошлого десятилетия. Важен каждый нюанс, например, как сделать заземление, если под станцией вместо земли километры льда?

Елена Четверткова, главный архитектор нового зимовочного комплекса «Восток»: «На случай, не дай бог, каких-то чрезвычайных ситуаций, как пожар, мы можем точно так же законсервировать один из блоков».

Пожар уже был на старом «Востоке» 12 апреля 1982 года. Короткое замыкание, один человек погиб, станция обесточена, тепла и света нет, впереди две трети зимовки, эвакуация невозможна.

Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института: «Зимой там может быть минус 70 градусов, даже минус 80, иногда еще холоднее. Колесно-гусеничная техника не в состоянии работать в таких низких температурах. Это первое. Авиация тоже не долетит».

Долго решали, из чего делать внешние панели. Вопрос пришлось изучать с нуля.

Александр Клименков, генеральный директор компании «Краспанинновации»: «Это оболочка, которая должна и сохранить тепло, и не пропустить большое количество снега под давлением».

Пришли к тому, что для элементов конструкции надо создавать новые материалы, проводить испытания, искать решения, которых до сих пор не было нигде в мире. На помощь пришли специалисты Института экспериментальной механики МГСУ.

Олег Корнев, заместитель директора Института экспериментальной механики НИУ МГСУ: «То, что выдерживает человек, зачастую не выдерживает материал. Та сталь, которая выбрана и эксплуатируется, дай бог, лет 50 или 100 будет эксплуатироваться, может выдержать до минус 90 градусов стабильно».

Когда, наконец, все элементы были готовы, нужно было найти площадку для тестовой сборки всего модуля. Сейчас площадка Опытного завода строительных конструкций заполнена модульными жилыми домиками. Их тут много, настоящий лабиринт, несложно даже заблудиться. Но летом 2020 года все это пространство, вся площадка была занята одним-единственным объектом — новым зимовочным комплексом «Восток».

Пётр Кулешов, генеральный директор Опытного завода строительных конструкций: «Самым сложным в этом проекте была логистика. Использовалась масса нетиповых решений, никто никогда не возил ничего на такие расстояния и с такими сложностями».

Компания в Санкт-Петербурге получила заказ изготовить снегоплавильные машины. Вот только обычные плавят снег при температуре до минус 30 градусов, а в техзадании это самые теплые условия эксплуатации.

Но далеко не все оборудование удавалось поместить в стандартный контейнер. Был объявлен конкурс на специальные сани габаритами в 6 раз больше. Победителя должны были определить испытания в Антарктиде. На трассу вышли крупнотоннажные сани трех производителей — два российских и знаменитой компании «Леман».

Александр Скородумов, учредитель компании «Антраверс-сервис»: «Немецкие сани прошли около 100 километров и закончили свою жизнь бесславно. Вторая компания, которая участвовала, питерская, ну, там были технологические ошибки. А эти сани успешно дошли практически до „Востока“, вернулись назад. Эти сани транспортировали груз 92 тонны, что является абсолютным рекордом для условий Антарктиды».

НЗК «Восток» требовал уникальных решений, начиная от специальных генераторов, разработанных на базе дизельных моторов КамАЗ, заканчивая строительной техникой. Все это вместе позволило создать полярную станцию, которая была построена всего за три года.

Александр Макаров: «Что наиболее удивительно лично для меня, это скорости реализации этого проекта, потому что станцию „Конкордия“, например, которая франко-итальянская, она ближе где-то на 500 километров к берегу, ее стоили почти 10 лет».

Про НЗК «Восток» с уверенностью можно сказать: сделано в России.

Связанные новости

Читайте также