Перед приговором топ-менеджер пирамиды «Финико» рассказала о глупости и жадности

20.05.2024, 14:53

Видеосюжет: Динар Усманов
Видео программы «ЧП»

Одной из основательниц «Финико» Лилии Нуриевой вынесли приговор в Казани. «Финико» — это крупнейшая финансовая пирамида. 2,5 тысячи вкладчиков написали заявление в полицию, что их обманули. Большинство же, понимая, что деньги им не вернуть, просто как-то пытаются жить дальше.

В своем последнем слове в суде Лилия Нуриева, одна из топ-менеджеров финансовой пирамиды «Финико», выразила надежду на не слишком суровый приговор, но закончила свою исповедь весьма неожиданной фразой.

Лилия Нуриева, подсудимая: «Прошу не назначать мне наказание, связанное с лишением свободы, не разлучать с моей семьей, позволить мне выплачивать свой долг, работать. Сфера влияния у меня вся осталась, я думаю, в ближайшее время смогу рассчитаться с долгом. Понимаю, что у человеческой жадности и глупости нет предела, но все что ни делается, все к лучшему».

Чью жадность и глупость имела в виду Нуриева, подсудимая не пояснила. И прозвучала фраза несколько двусмысленно. Корить за эти пороки она могла как саму себя, поскольку решила заработать на обмане других, так и потерпевших, которые отдавали последнее и брали кредиты в погоне за баснословной прибылью из воздуха.

Нуриева после ареста в 2021 году провела в казанском СИЗО ровно год. Она — единственная из обвиняемых, кто полностью признал вину и пошел на сделку со следствием. Во многом благодаря ее показаниям правоохранители смогли доказать создание руководителями пирамиды первого в России криптовалютного организованного преступного сообщества. После этого Нуриевой смягчили меру пресечения и приговора она дожидалась дома.

Нуриева не относилась непосредственно к руководителям пирамиды, но была близка к верхушке. Имея успешный бизнес как риелтор, лично вложила в лохотрон 50 миллионов и не проиграла. Поскольку за ней туда пришли сотни ее клиентов.

Многие из тех, кто собирался купить квартиру или машину, несли в итоге свои сбережения в «Финико», глядя, как некоторые знакомые действительно получают двойные или даже тройные прибыли от вложенных средств. По закону жанра, все рухнуло на пике популярности, когда набралась критическая масса вкладчиков. Немало из них оказались в огромных долгах. Кто-то и вовсе без жилья, как те, кто взял кредит под залог квартиры и вложил его в пирамиду.

Светлана Найденова, клиент «Финико»: «Мои дети спрашивают меня: „Мама, почему ты плачешь?“ А я не знаю, что им сказать, я понимаю, что не могу им рассказать, что я их всех предала. Как дальше жить, я не знаю».

«Финико» относится к пирамидам нового типа, как их называют эксперты. Их руководители все время онлайн, вроде как на виду, формально даже предупреждают о рисках, но в то же время дают понять, что все надежно. После ареста главаря преступного сообщества Кирилла Доронина и его подельников, которые предстанут перед судом через месяц и которые пытались скрыться за границей, следователи установили, что все их слова о торговле криптовалютой и заработках на разницах курсов были не более чем прикрытием. Но прикрытием убедительным — на обещания комбинаторов клюнули не только в России.

Ирина Волк, официальный представитель МВД России: «Поступило более 2600 заявлений от пострадавших вкладчиков на общую сумму свыше 250 миллионов рублей из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского, Красноярского и Приморского краев, Тюменской, Самарской, Новосибирской, Челябинской, Иркутской областей, а также из Республики Казахстан и Венгрии».

Поступившие в МВД заявления — только капля в море. Эксперты приводили подсчеты, что число вкладчиков могло на самом деле составлять миллионы людей, а общий ущерб причиненный им перевалил за 5 миллиардов. Просто большинство даже не стали писать заявления, так как понимают, что обратно свои деньги они никогда не получат.

Кстати, у тех, кто пострадал непосредственно от действий Лилии Нуриевой, шансы получить возмещение заметно выше. Суд в итоге приговорил ее к 4 годам и 6 месяцам колонии общего режима. Ее снова взяли под стражу в зале суда и отправили в СИЗО. Выйти она оттуда сможет через полгода-год по УДО. Но для этого нужно будет возместить ущерб потерпевшим.

Читайте также