Вице-президент РАН назвал сроки импортозамещения в российском авиастроении

16.05.2024, 10:00

Видео программы «Поздняков»

Авиастроение — отрасль, в которой сфокусированы многие дисциплины, поэтому добиться полного импортозамещения здесь сложно. Но по ряду направлений выход на технологический суверенитет вполне реален уже в ближайшие годы. Об этом в эксклюзивном интервью НТВ заявил вице-президент РАН, научный руководитель Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Сергей Чернышёв.

Чернышёв отметил, что авиастроение включает в себя много разных дисциплин. Это и математика, и физика, и материаловедение, и искусственный интеллект.

Сергей Чернышёв, вице-президент РАН, научный руководитель ЦАГИ: «Все это сходится в единую точку. И, конечно, с этой точки зрения все эти элементы, чтобы были на уровне современного состояния, достаточно не просто, так сказать, полностью импортозаместить. Вот это требует времени. Здесь я могу сказать, что мы в ближайшие 5–7 лет, наверное, все-таки выйдем на такую независимость, по крайней мере, по критическим направлениям».

По его словам, речь идет о таких направлениях, как двигателестроение, разработка новых материалов с особыми свойствами для особых сред, а также других, которые напрямую влияют на безопасность полетов.

Вице-президент РАН рассказал, что на этапе импортозамещения и наращивания выпуска отечественных машин, таких как Sukhoi Superjet NEW и МС-21, у отрасли к науке есть запрос на реинжиниринг систем воздушного судна.

Сергей Чернышёв: «Система противообледенения, система кондиционирования, шасси, бортовая аппаратура, авионика — это то, что мы должны сейчас делать сами. Реинжиниринг помогает на коротком этапе сделать эти элементы очень похожими на зарубежные. Но на длительном этапе мы говорили о том, что все-таки речь идет о технологическом суверенитете».

Наша страна должна создавать эти важнейшие элементы летательного аппарата самостоятельно, подчеркнул он.

Сергей Чернышёв: «Уже под нужные параметры, с нужными весовыми характеристиками, чтобы они не были очень тяжелыми. Сейчас идет такая краткосрочная программа — решить задачу и поднять эти самолеты на отечественной элементной базе в короткий срок. 2–3 года, больше нет. Поэтому ждут авиакомпании, ждет наш народ. Поэтому скоро они появятся».

По словам Чернышёва, российское авиастроение отличается от западного, и по целому ряду параметров, включая, например, вопросы безопасности полетов и науку о стареющих самолетах, мы по-прежнему остаемся лидерами.

Также академик указал, что залогом успешной реализации курса на технологическую независимость в авиастроении является создание нового оборудования.

Сергей Чернышёв: «Возможности ограничены, ресурсы ограничены. Поэтому есть какой-то перспективный план, что мы делаем в ближайшие 5 лет, что мы за 10-летним горизонтом делаем и так далее. Поэтому все так и идет. И, должен сказать, что государство здесь вкладывается. То есть если проехать сейчас по территории нашего института ЦАГИ, вы увидите ряд зданий, которые сейчас строятся. В них будут новые экспериментальные установки. Мы не будем говорить какие. Главное, что они новые, которые не имеют аналогов».

Новое оборудование и установки — удовольствие недешевое, но в России, одной из немногих мировых авиастроительных держав, они должны быть свои, заключил Чернышёв.

Все выпуски программы «Поздняков».

Читайте также