«Коммерсантъ»: ритейлеры просят разобраться с потребительским экстремизмом

19.04.2024, 10:38

Фото: haky / unsplash.com

Маркетплейсы просят Минпромторг и Генпрокуратуру разобраться с недобросовестными покупателями, которые преднамеренно портят технику, а затем отсуживают компенсации.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), членами которой являются крупнейшие маркетплейсы и интернет-магазины — Ozon, WildBerries, «Яндекс.Маркет», Lamoda и другие — направила 16 апреля в Минпромторг письмо, с просьбой провести совещание с участием Генпрокуратуры о массовых случаях злоупотребления законом о защите прав потребителей из-за «недобросовестного использования положений законодательства для извлечения максимальной материальной выгоды». С документом ознакомились в издании «Коммерсантъ».

Представители бизнеса указали на сотни судебных дел, которые сейчас находятся на рассмотрении и отметили, что только за 2023 год сумма исковых требований к ритейлерам по таким делам превысила 1 млрд руб.

В письме говорится, что недобросовестные покупатели намеренно выводят из строя технику, а затем предъявляют претензии по гарантии, при этом ссылаясь на «недостоверные заключения о наличии производственного недостатка в товаре». В ассоциации утверждают, что только за 2020–2022 по таким мошенническим схемам получили до 7,5 млрд руб.

«Для решения проблемы необходимо в том числе изменить закон о защите прав потребителей и установить четкую регламентацию статуса экспертов. Список предложений уже готовится участниками рынка»,- прокомментировали ситуацию в «М.Видео-Эльдорадо».

Глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов считает, что исправить ситуацию поможет изменение законодательства, регулирующего деятельность независимых экспертов. «Сейчас нет жестких требований к эксперту, его квалификации, методике работы и оборудованию, а их появление может решить проблему», — отметил Павлов.

Раньше иски подавались в том числе к поставщикам техники, но после их ухода из России мошенники переключились на ритейлеров, которые вынуждены закладывать эти издержки в стоимость товаров.

«Судебная практика в конкретных регионах такова, что суды встают фактически на сторону юристов-мошенников, действующих под видом потребителей. Например, в Самаре число исков о бракованных смартфонах Samsung и Apple превышало их количество в Москве. Такое впечатление, что в этом регионе скапливается весь мировой брак», — говорит президент АКИТ Артем Соколов.

Партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов отмечает, что «потребительский экстремизм обсуждается уже длительное время, и пока неясно, какие именно решения проблемы видят ритейлеры, но не факт, что они будут приняты и реализованы».

Читайте также