На земле и в воздухе: каковы возможности системы ЭРА-ГЛОНАСС

15.04.2024, 11:42

Видеосюжет: Нахид Бабаев
Видео программы «Сегодня»

В России полным ходом идут испытания первой в мире государственной платформы сервисов для автовладельцев. С помощью спутников ГЛОНАСС водителям помогут найти угнанную машину, можно будет также подать сигнал экстренным службам в случае ДТП. Применение не ограничивается лишь дорогами. Для беспилотной авиации планируется создать «Бесшовное цифровое небо».

В Сочи водитель на легковушке сорвался с 50-метрового обрыва. Машина всмятку, водитель потерял сознание. Ночь, людей на дороге мало, машину не видно. В обычной ситуации такое ДТП закончилось бы смертельно, но благодаря системе ЭРА-ГЛОНАСС информация об аварии уже через несколько секунд была у спасателей.

Алексей Райкевич, генеральный директор АО «ГЛОНАСС»: «Суть этой системы в следующем. В каждом автомобиле установлен „умный“ компактный прибор, кнопка SOS, как мы его называем. Эта кнопка срабатывает в момент ДТП в автоматическом режиме, за считаные секунды точные координаты спутниковые передаются службам спасения».

Система работает на всей территории России. Сигнал передается через спутники ГЛОНАСС в зоне сотовой связи всех четырех сотовых операторов страны. Важная цифра: 90% вызовов через систему ЭРА-ГЛОНАСС не были продублированы по другим каналам.

Спасатели о чрезвычайной ситуации узнают благодаря небольшому устройству. Его можно установить практически на любой автомобиль, а в новые модели и вовсе встраивают еще на заводе. Если, допустим, мобильный телефон при ДТП может сломаться или вылететь, то это устройство точно не сломается. Кроме автоматического режима, есть еще и ручной.

Алексей Райкевич: «Помимо информирования о ДТП, бывают самые разные ситуации. Допустим, вы стали свидетелями пожара. Вы едете по дороге и видите пожар, нажимаете на кнопку, уходят координаты в службу 112 и обеспечивают наиболее оперативное реагирование».

Почти 11 миллионов машин на сегодняшний день подключены к системе ЭРА-ГЛОНАСС, на базе которой сейчас запускают первую в мире государственную платформу сервисов для автовладельцев. Водителей смогут предупреждать о ситуации на дороге или помогут найти угнанный автомобиль. Уже есть система мониторинга общественного транспорта. Если вы стоите на остановке и смотрите в мобильном приложении, когда подойдет автобус, подсказывает именно ЭРА ГЛОНАСС. Но на большей части территории России мобильная сеть не работает.

Алексей Райкевич: «Если там нет сотовой связи, вы не имеете возможности никак управлять, кроме как через спутник. Должны появиться гибридные модемы, которые позволяют при попадании в зону отсутствия сотовой связи перейти на спутниковый канал».

Подобную систему мониторинга разрабатывают для беспилотной и малой авиации, которая станет частью проекта «Бесшовное цифровое небо». Это, по сути, правила дорожного движения в воздухе. Они объединят все, что летает на высоте от полуметра до 500 километров, начиная от беспилотников и заканчивая парапланами.

Сергей Кукарев, руководитель проектов по авиации АО «ГЛОНАСС»: «Бесшовное пространство подразумевает под собой снятие горизонтальных швов, начинает от наземной инфраструктуры от нижних уровней, проходя все этапы воздушного пространства по воздуху и достигая низких орбит высокого космоса. Это снятие горизонтальных швов, когда у вас есть сейчас запреты на полеты за пределы прямой радиовидимости, мы позволяем беспилотникам летать дальше на 1000–2000-3000 километров».

Все технологии, конечно, отечественные, но куда важнее, что это уже не просто импортозамещение, а импортоопережение — путь к технологическому суверенитету России.

Читайте также