Тонкая работа: чем хорош современный фарфор

17.04.2024, 10:20

Видео программы «Чудо техники»

Посуда из фарфора — красивая, но опасная? Правда ли, что она выделяет вредные металлы?

Многим фарфор напоминает экспонаты музеев и содержимое бабушкиных сервантов — что-то прекрасное, хрупкое, неприкосновенное и совершенно непрактичное. Однако в семье Романовых из Петербурга пьют и едят только из фарфора. Мама Елена не позволяет сервизам пылиться в шкафу. Часть предметов хозяйка даже ставит в микроволновку, а после застолья моет в машине. Такие процедуры были бы убийственны для старого фарфора, но некоторым видам современного они не страшны из-за особенностей нанесения краски. На петербургском производстве, основанном еще императрицей Елизаветой, объяснили нюансы технологии.

Виктор Кресников, советник генерального директора по производству изделий Императорского завода фарфора: «Если глазурь ровненькая и краска никак не чувствуется, когда проводишь рукой, это значит, что краска внутри глазури. Такие изделия можно в посудомойке мыть, в микроволновку ставить, но это должны быть вжигаемые краски».

Если рисунок золотой, который обычно наносят в последнюю очередь, блестящий декор лежит поверх глазури, его не стоит испытывать микроволнами, высокой температурой и химией в посудомойке. Такие украшения зачастую есть на премиальных сервизах. Например, в магазине завода, который делал фарфор еще для императоров, такой набор продается за 1 700 000 рублей. И это не предел. На том же производстве художница расписывала вазу стоимостью с небольшую квартиру. Ирина Миронова три месяца создавала копию картины Фёдора Алексеева «Вид Казанского собора в Петербурге», сейчас заканчивает работу над золотыми деталями. Рука не должна дрогнуть, иначе будет брак. Конечную цену изделия пока не называют, но аналогичное без пейзажа и с ручками в виде фигурок продается за 8 миллионов рублей.

Керамикой называют все, что сделано по большей части из глины. Если такой сосуд обжечь в печи, выйдет пористое гончарное изделие. Минус: вода оттуда может со временем просочиться. Если добавить сверху жидкое стекло (глазурь) и обжечь, то емкость будет хранить напиток. Этот вид керамики называют по месту, где его придумали. На испанском острове Майорка делают майолику, а в итальянском городе Фаэнца родился фаянс, который изготавливают из особого белого вида глины. Для производства фарфора требуется более дорогое сырье с кварцем, полевым шпатом и добавлением каолина, который придает массе пластичность.

Некоторые опасаются пить из старинной керамической посуды, считая, что из нее выделяется свинец. Программа «Чудо техники» сдала в испытательную лабораторию питьевой воды несколько фарфоровых кружек и чашек, сделанных в разные годы, с узором внутри. Также для сравнения отправили на исследование современные глиняные образцы, с глазурью и без. Во все кружки налили горячую дистиллированную воду.

Мария Морина, руководитель главного испытательного центра питьевой воды: «Результаты, в принципе, оказались ожидаемыми. Из белых фарфоровых чашек ничего сверх нормативов не выделилось. Чашка глиняная ожидаемо выделила в воду, алюминий и хром, потому что содержание таких веществ в натуральной глине есть. Получить отравление веществами, выделяющимися из чашки, практически невозможно».

Свинец используется до сих пор в составе глазури, но в незначительных и неопасных для человека количествах. Если верхний слой без трещин, то не стоит бояться пить из старинных чашек.

Вообще посуда из прошлого — это, конечно, ценный актив. Как говорят эксперты, цена фарфора зависит от многих факторов: в каком он состоянии, насколько редкий, что за форма и рисунок. В антикварном магазине нашелся сервиз почти за 100 тысяч рублей.

Арамис Каримов: «Цена кажется завышенной, на первый взгляд. Действительно на антикварном рынке такие сервизы попадаются дешевле. Но здесь мы видим этикетку, которая нам говорит о том, что сервиз куплен в ГУМе в конце 50-х или в самом начале 60-х. Для коллекционеров это очень важный момент, потому что это не просто старая или старинная посуда, а это коллекционный предмет».

Без наклейки сервиз стоит в три раза дешевле — 35 тысяч. Если захочется продать фарфоровое наследство бабушки, то как понять, сколько за него просить? Разным скупщикам отправили фотографию одного и того же сервиза начала XX века с посудой дореволюционной формы. Кто-то предложил купить его за 100 тысяч, а кто-то всего за 7. Хозяйка столового набора Елена Романова три года назад за редкий чайник и чашки отдала 70 тысяч рублей.

Валерий Архипов, президент Союза коллекционеров России, куратор винтажной площадки: «Специалисты тоже разные есть, они могут покривить душой и, скажем, попытаться обмануть человека. Сейчас есть „умные“ штучки, можно сфотографировать, набрать, по запросу тебе выдаст примерно такие вещи и примерную цену. Какую-то среднюю цену можно просить».

Но среди бабушкиных сервизов, как говорят коллекционеры, уже почти не осталось ничего действительно ценного. Куда интереснее то, как современные производители борются за покупателей. Например, когда-то известный завод в Екатеринбурге оказался в плачевном финансовом состоянии из-за падения продаж. Все спасли молодые художники, которые решили обновить дизайн.

Алина Рахматулина, соавтор, креативный продюсер проекта по переосмыслению фарфора: «Наш проект, собственно, призван показать как можно большему количеству людей то, что фарфор может быть не только в серванте у бабушки и вызывать приятные воспоминания из детства, он также может быть современным».

Уральские творцы придумали новую форму кружек и необычно изобразили фрагменты исторических зданий Екатеринбурга в виде кругов и линий.

А завод фарфора в Петербурге выпустил коллекцию с дизайном от искусственного интеллекта. Нейросетям доверили нарисовать символ года — Дракона.

Татьяна Тылевич, генеральный директор фарфорового завода в Санкт-Петербурге: «Мы это делаем, чтобы показать, что завод не стоит на месте. Есть очень хорошее выражение, что по истории фарфора можно изучать историю России».

Коллекционер Арамис Каримов так и делает. Он изучает историю появления разных видов сыра в России по выпускавшимся в разные годы фарфоровым доскам. Среди прочего у него есть даже изделия, как поговаривают, с любимым рисунком Сталина — золотыми колосками и темно-синей лентой. Вообще для чего люди тратят огромные суммы на старинный фарфор?

Арамис Каримов: «Я очень проникся тем, что я, живя в XXI веке, могу приобретать вещи XVIII века, которые были изготовлены во времена Екатерины II, российской императрицы. И меня это так поразило, что я начал коллекционировать фарфор».

Старинная посуда — это, конечно, редкость, которая стоит очень дорого и нуждается в особой заботе и хранении. Современный фарфор становится менее капризным и уже не боится ни микроволновки, ни посудомойки. При этом он легкий, приятный на ощупь, красивый. Прятать такую красоту в шкафах теперь точно не стоит, можно наслаждаться ею каждый день, не откладывая фарфоровую жизнь на потом.

Все выпуски программы «Чудо техники».

Читайте также