Посуда из фарфора красивая, но опасная? Правда ли, что она выделяет вредные металлы?
Многим фарфор напоминает экспонаты музеев и содержимое бабушкиных сервантов
Виктор Кресников, советник генерального директора по производству изделий Императорского завода фарфора: «Если глазурь ровненькая и краска никак не чувствуется, когда проводишь рукой, это значит, что краска внутри глазури. Такие изделия можно в посудомойке мыть, в микроволновку ставить, но это должны быть вжигаемые краски».
Если рисунок золотой, который обычно наносят в последнюю очередь, блестящий декор лежит поверх глазури, его не стоит испытывать микроволнами, высокой температурой и химией в посудомойке. Такие украшения зачастую есть на премиальных сервизах. Например, в магазине завода, который делал фарфор еще для императоров, такой набор продается за 1 700 000 рублей. И это не предел. На том же производстве художница расписывала вазу стоимостью с небольшую квартиру. Ирина Миронова три месяца создавала копию картины Фёдора Алексеева «Вид Казанского собора в Петербурге», сейчас заканчивает работу над золотыми деталями. Рука не должна дрогнуть, иначе будет брак. Конечную цену изделия пока не называют, но аналогичное без пейзажа и с ручками в виде фигурок продается за 8 миллионов рублей.
Керамикой называют все, что сделано по большей части из глины. Если такой сосуд обжечь в печи, выйдет пористое гончарное изделие. Минус: вода оттуда может со временем просочиться. Если добавить сверху жидкое стекло (глазурь) и обжечь, то емкость будет хранить напиток. Этот вид керамики называют по месту, где его придумали. На испанском острове Майорка делают майолику, а в итальянском городе Фаэнца родился фаянс, который изготавливают из особого белого вида глины. Для производства фарфора требуется более дорогое сырье с кварцем, полевым шпатом и добавлением каолина, который придает массе пластичность.
Некоторые опасаются пить из старинной керамической посуды, считая, что из нее выделяется свинец. Программа «Чудо техники» сдала в испытательную лабораторию питьевой воды несколько фарфоровых кружек и чашек, сделанных в разные годы, с узором внутри. Также для сравнения отправили на исследование современные глиняные образцы, с глазурью и без. Во все кружки налили горячую дистиллированную воду.
Мария Морина, руководитель главного испытательного центра питьевой воды: «Результаты, в принципе, оказались ожидаемыми. Из белых фарфоровых чашек ничего сверх нормативов не выделилось. Чашка глиняная ожидаемо выделила в воду, алюминий и хром, потому что содержание таких веществ в натуральной глине есть. Получить отравление веществами, выделяющимися из чашки, практически невозможно».
Свинец используется до сих пор в составе глазури, но в незначительных и неопасных для человека количествах. Если верхний слой без трещин, то не стоит бояться пить из старинных чашек.
Вообще посуда из прошлого это, конечно, ценный актив. Как говорят эксперты, цена фарфора зависит от многих факторов: в каком он состоянии, насколько редкий, что за форма и рисунок. В антикварном магазине нашелся сервиз почти за 100 тысяч рублей.
Арамис Каримов: «Цена кажется завышенной, на первый взгляд. Действительно на антикварном рынке такие сервизы попадаются дешевле. Но здесь мы видим этикетку, которая нам говорит о том, что сервиз куплен в ГУМе в конце
Без наклейки сервиз стоит в три раза дешевле 35 тысяч. Если захочется продать фарфоровое наследство бабушки, то как понять, сколько за него просить? Разным скупщикам отправили фотографию одного и того же сервиза начала XX века с посудой дореволюционной формы.
Валерий Архипов, президент Союза коллекционеров России, куратор винтажной площадки: «Специалисты тоже разные есть, они могут покривить душой и, скажем, попытаться обмануть человека. Сейчас есть „умные“ штучки, можно сфотографировать, набрать, по запросу тебе выдаст примерно такие вещи и примерную цену.
Но среди бабушкиных сервизов, как говорят коллекционеры, уже почти не осталось ничего действительно ценного. Куда интереснее то, как современные производители борются за покупателей. Например,
Алина Рахматулина, соавтор, креативный продюсер проекта по переосмыслению фарфора: «Наш проект, собственно, призван показать как можно большему количеству людей то, что фарфор может быть не только в серванте у бабушки и вызывать приятные воспоминания из детства, он также может быть современным».
Уральские творцы придумали новую форму кружек и необычно изобразили фрагменты исторических зданий Екатеринбурга в виде кругов и линий.
А завод фарфора в Петербурге выпустил коллекцию с дизайном от искусственного интеллекта. Нейросетям доверили нарисовать символ года Дракона.
Татьяна Тылевич, генеральный директор фарфорового завода в
Коллекционер Арамис Каримов так и делает. Он изучает историю появления разных видов сыра в России по выпускавшимся в разные годы фарфоровым доскам. Среди прочего у него есть даже изделия, как поговаривают, с любимым рисунком Сталина золотыми колосками и
Арамис Каримов: «Я очень проникся тем, что я, живя в XXI веке, могу приобретать вещи XVIII века, которые были изготовлены во времена Екатерины II, российской императрицы. И меня это так поразило, что я начал коллекционировать фарфор».
Старинная посуда это, конечно, редкость, которая стоит очень дорого и нуждается в особой заботе и хранении. Современный фарфор становится менее капризным и уже не боится ни микроволновки, ни посудомойки. При этом он легкий, приятный на ощупь, красивый. Прятать такую красоту в шкафах теперь точно не стоит, можно наслаждаться ею каждый день, не откладывая фарфоровую жизнь на потом.
Все выпуски программы «Чудо техники».
Читайте также
- В раме текст и
QR-код : как нейросеть восстановила утраченные в годы ВОВ полотна - Число пользователей
онлайн-сервиса «Моя семья» превысило 10 миллионов - Юные инженеры из Ленобласти создали макет системы шлюзов XVIII века
- В Петербурге открыли мультимедийную экспозицию о Петре I
- Мишустин заявил о стратегической конкуренции стран за умы людей
- Расшифровка метрических книг: нейросеть позволит быстро найти информацию о далеких предках