Переломный момент: как Иран ответит на удар Израиля на консульству

07.04.2024, 18:12

Видеосюжет: Ирада Зейналова
Видео программы «Итоги недели»

Сейчас от Ирана требуют сдержанности, при том что поводов ждать выполнение требований совсем немного. Нетаньяху провоцирует аятоллу на ответ, ведь до сих пор он бил по иранским подразделениям в Сирии и это объяснялось его борьбой с подразделениями «Хезболлы», воюющими за Асада, а теперь решился на то, чего до сих пор никто умышленно себе не позволял. Его F-35, купленные у американцев, нанесли ракетный удар по консульству Ирана в Дамаске. Израильтяне не просто понимали, куда бьют, они знали, кого уничтожают.

После удара по консульству все понимают, что иранцы не могут на это не ответить. Как пишет The New York Times, для них это моральный долг. Но Иран не играет просто, он вряд ли сделает то, на что его провоцируют, то есть пойдет на лобовое столкновение.

И Хаменеи, и «Хезболла» понимают — любой прямой ответ будет для Нетаньяху поводом объявить, что Израиль защищается и требует защиты союзников. В тот момент, когда «Моссад» уверяет — иранский подземный ядерный объект в Натанзе практически готов к работе, и его считают недосягаемым для авиаударов.

Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля: «Израиль действует против Ирана и его сателлитов как в обороне, так и в нападении. Мы знаем, как защитить себя и будем действовать по простому принципу: тот, кто причинит нам вред, получит его в ответ».

Али Хаменеи, верховный лидер Ирана: «Они загнали себя в ловушку, из которой невозможно выбраться. День за днем режим будет становиться слабее и будет приближаться к упадку».

Роберт Вуд, заместитель постпреда США при ООН: «Соединенные Штаты не имели никакого отношения к удару в Сирии. Мы не знали об этом заранее. По мере того, как мы собираем детали, становится ясно одно: Ирану, а также его марионеточным группам и партнерам необходимо избегать эскалации напряженности в регионе».

Израиль назвал это ответом за обстрел отрядом иракского сопротивления военно-морской базы в Эйлате. Но все прекрасно понимают, что это — не первый обстрел, и что это — почти убийство герцога Фердинанда, то есть вопрос не в выстрелах в Сараеве и не обстреле Эйлата.

Шейх Акрам аль-Кааби, генеральный секретарь иракской группировки «Ан-Нуджаба»: «Рука иракского исламского сопротивления достигла баз на оккупированных Голанах и целей в Ашдоде, Хайфе и Умм-ар-Рашраше, или там, что враг называет Эйлатом, и мы достигнем еще более важных и опасных целей. Операции будут расширяться».

Йоав Галант, министр обороны Израиля: «Мы совершаем атаки там, где сами решим. Наша атака очень мощная, очень энергичная, очень точная и очень сильно бьет по противнику. В результате он ищет способы отомстить. И эти способы возмездия могут прийти откуда угодно, включая Иран. И мы готовимся к решению этой проблемы».

И это уже выглядит, как провоцирование огня по «Хезболле», то есть расширение войны за пределы Газы и Западного берега. То, что обещал Нетаньяху, то, что американцы пытались остановить.

Израиль практически в лоб объявляет американцам: чтобы все это закончилось, нужен прямой удар по Ирану. А это уже больше, чем просто угроза Ливану. Это ровно то, на чем Нетаньяху всегда приходил к власти. Он ведь обещал Ирану огромный испепеляющий удар.

Хосейн Акбари, посол Ирана в Сирии: «Иран никогда не оставляла преступление сионистского режима без ответа. Им следует дождаться пропорционального ответа Ирана на это злодеяние. Наш ответ будет основан на мудрости Ирана и будет осуществлен в нужное время и в нужном месте».

Интересно, что именно сейчас в регионе сложилось сразу несколько полюсов силы — это и Египет, и Турция, и Иран, и сразу несколько монархий Персидского залива. Но именно сейчас и именно по поводу Ирана начались разговоры о том, что там возможна гражданская война, которая будет сопровождаться не только израильскими ударами с воздуха, но и террористическими атаками.

Сразу три нападения в иранском Белуджистане — на полицейский участок и военные базы, десятки погибших. И все понимают — сепаратистов белуджи выращивали на деньги ЦРУ не один год. И тем не менее Иран через швейцарское посольство отправляет Байдену письмо — просим отойти в сторону, пока мы принимаем решение об ответе. Как пишет Bloomberg, заранее предостерегает — не втягивайтесь в расставленную Нетаньяху ловушку, чтобы не попасть под удар. И Bloomberg цитирует замглавы администрации президента Раиси — американцы в ответ попросили нас не наносить удары по их объектам. Нетаньяху явно понимает, что все заявления Байдена могут быть уже просто ритуалом.

Репортер: «Вы угрожали прекратить военную помощь Израилю?»

Джо Байден, президент США: «Я попросил их делать то, что они делают».

Репортер: «Вы отказываетесь от Израиля?»

Джо Байден: «Неужели это серьезный вопрос?»

А ведь это и есть самый главный вопрос, потому что речь дальше может идти не только об иранских прокси, таких, как хуситы, а в принципе о подъеме экстремистских настроений во всем регионе.

Сейчас может быть тот самый переломный момент, когда каждому придется сделать выбор. Например, Эмиратам, которые должны понять, будут ли они продолжать отношения с Израилем в рамках Авраамических соглашений, потому что их соседи, саудиты, уже объявили — ничего не будет, никаких подвижек в отношениях с Израилем, пока идет война в Газе. Потому что их соседи в Катаре — центр всех переговоров, которые ведутся по поводу урегулирования, потому что Египет — это уже центр гуманитарного коридора, который пытаются организовать в помощь палестинцам.

Да, сразу после удара американцы попытались напомнить — у нас ведь запланированы переговоры в Каире о прекращении огня в Газе и освобождении заложников ХАМАС. Но даже в персидском заливе понимают — при всей неприязни к Ирану они не смогут долго удержать ситуацию.

Именно из заявления президента Эмиратов стало понятно, что Байден отдал приказ Пентагону построить временный порт в 600 метрах от побережья Газы за 60 дней. Дальше из этого временного порта, где будут разгружаться корабли с гуманитарной помощью, она будет доставаться уже грузовиками в сам сектор Газа, но главный вопрос — каким образом она будет распределяться и каким образом будет гарантирована безопасность гуманитарных колонн? Ведь многие населенные пункты Израиль до сих пор считает своими целями для бомбардировок.

Адам Макгуайр, двоюродный брат сотрудника WCK Джеймса Кирби, погибшего от авиаудара Израиля: «Не только Джеймс, но и еще шесть человек погибших — для нас герои. Они самоотверженно поехали туда, чтобы помочь отчаявшимся. Невозможно понять, как это могло произойти».

И это — про такой же беспрецедентный удар, как и бомбардировка консульства. Колонна гуманитарной организации контролировала строительство спасительного пирса для провоза помощи и пыталась эту помощь довезти до голодающих. «Моссад» объявил — они подорвались на бомбе, поставленной ХАМАС. Среди погибших — граждане Австралии, Америки, Польши, Британии. Явно только поэтому Нетаньяху пришлось признать, что удар был нанесен по первой машине, а когда выжившие попытались спрятаться во второй, расстреляли и ее, потом — добили в третьей тех, кто остался в живых.

Биньямин Нетаньяху: «Наши силы непреднамеренно ударили по невинным людям в секторе Газа. Такое случается на войне. Мы сделаем все, чтобы подобное не повторилось».

Хосе Андрес, основатель World Central Kitchen: «Авиаудары по нашей колонне — я не думаю, что это была досадная ошибка. На самом деле это было прямое нападение на четко обозначенные транспортные средства, о перемещении которых было известно».

Погибшие рисковали жизнями там, где, как пишет «Тагессшпигель», дети едят траву и крыс, где, как показывает Al-Jazeera, пытающихся подобрать сброшенную с воздуха гуманитарную помощь расстреливают. И после этого репортажа Al-Jazeera в Израиле запрещают. Нетаньяху прекрасно понимает — да, он поговорил с Байденом. Да, Белый дом и после пытается держать удар.

Джон Кирби, координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома: «Госдепартамент на сегодняшний день, на момент нашего разговора не зафиксировал ни одного случая нарушения израильтянами международного гуманитарного права».

Но теперь уже не только Нетаньяху ждет, останется ли заявление Байдена — если мы не увидим от Израиля тех изменений, который хотим увидеть, будут изменения в нашей политике — ритуальным.

Фон для всех этих заявлений — и операция Америки и Иордании, которые сбрасывают гуманитарную помощь с воздуха, и повторение ООН «нельзя использовать голод как оружие», и заявление европейцев о том, что любое насильственное перемещение палестинцев будет считаться военным преступлением, и повторение от Байдена, что «Нетаньяху — главное препятствие в мирном процессе». С другой стороны, есть ведь и заявление Нетаньяху: «Я буду продолжать до тех пор, пока этого требует мой народ». Все понимают, что это значит. Он у власти до тех пор, пока его поддерживает самое ультраправое правительство в истории Израиля.

Джон Миршаймер, политолог, профессор Чикагского университета: «Атака на консульство показывает, что Израиль практически вышел из-под контроля. Если соединить это с ударом по колонне гуманитарной организации в секторе Газа, вы видите, что на самом деле нет никаких ограничений тому, что делают израильтяне. Они думают, что могут делать практически все, что захотят».

Все выпуски программы «Итоги недели»

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также