Сможет ли современное телевидение противостоять Интернету

07.04.2024, 12:00

Видео программы «Чудо техники»

От молодежи часто приходится слышать, что телевидение умирает. Новое поколение охотнее потребляет контент с телефона, однако и там есть много того, что произведено как раз-таки для голубого экрана. К примеру, телепрограммы дублируются во все популярные соцсети, а сами технологии трансляции развиваются и совершенствуются.

Если бы программы НТВ выходили в эфир лет 70 назад, на заре телевещания, их бы увидели в небольшом формате и черно-белом цвете. Выросло целое поколение людей, для которых поход в музей телевидения оборачивается шоком. Как можно было смотреть с метрового расстояния телевизор с маленьким экраном, который немногим больше монитора смартфона?

На самом деле и смартфон, и старый кинескоп — все телевидение, потому что суть его не изменилась, это передача движущихся картинок, обновились лишь способы их доставки зрителю. В 50-е годы крошечный экранчик был чудом, он собирал вокруг себя всю семью, а иногда и соседей.

Константин Быструшкин, главный эксперт по цифровому телевидению музея Московского телевизионного института: «Часто использовались решения в виде линзы, в которую заливали глицерин, это позволяло зрительно увеличить изображение».

Раритет, кстати, в свое время был не очень надежен, часто выходил из строя, поэтому его название КВН-49, составленное из первых букв фамилий разработчиков, в народе получило шуточную расшифровку: «купил-включил-не работает». Но постепенно дело налаживалось.

Константин Быструшкин: «К началу 60-х годов выпускались уже два миллиона телевизоров в год, а к концу 60-х выпуск уже к 7 миллионам приблизился. То есть телевидение шагнуло в народ».

Потом добавился цвет, увеличивались экраны, росло качество картинки. Если бы советские зрители увидели нынешние современные модели, они бы ахнули: тонкие, яркие, даже прозрачные — на любой вкус и интерьер. Некоторые производители делают так, чтобы телевизор не висел черным квадратом, в режиме ожидания можно вывести, например, картину.

Но вообще возвращается мода на то, чтобы экран был элементом интерьера, как когда-то центром комнаты служил полированный ящик из красного дерева с салфеточкой наверху. Производители предлагают все новые невероятные дизайнерские решения. В качестве приема тоже произошла революция: аналоговая передача сигнала, из-за которой на экране могли быть помехи, почти исчезла. Практически все жители России имеют возможность смотреть цифровое телевидение.

Артём Кузнецов, начальник управления взаимодействия со СМИ пресс-службы РТРС: «Это четкая, яркая картинка, качественный стереозвук, это многоканальность, это наличие субтитров, которые особенно важны для глухих и слабослышащих, это функция „электронный телегид“, которая позволяет просматривать программу передач прямо на телеэкране».

Переход на передачу звука и видео в виде цифрового кода позволил и транслировать куда больше каналов на тех же частотах. А впереди все еще интереснее. Согласно последним документам Международного союза электросвязи, новая технология вещания, которую сейчас выбирают, будет основана на IP-протоколе. Эфирный сигнал в итоге смогут принимать (без использования Интернета) не только телевизоры, но и смартфоны, ноутбуки, планшеты. Это позволит не зависеть от сбоев и перегрузок в Сети и даст телевидению интерактивность при сохранении всеобщего охвата.

Российская телерадиосеть — крупнейшая в мире, она покрывает площадь, сопоставимую с поверхностью Плутона. При этом в некоторых странах есть специальный телевизионный налог (до 22 тысяч рублей в год на наши деньги), а в России в бесплатный комплект входят аж 20 каналов. В мире такое большая редкость. Для всех часовых поясов нужно вещать отдельно, чтобы программы выходили в одни и те же часы по любому местному времени.

В центральной аппаратной НТВ видно, что и где в данный момент смотрят в разных поясах. На одном экране политическое ток-шоу, на другом — новости, на третьем — сериал. Это называется орбитное вещание.

Борис Яшин, руководитель службы выпуска телеканала НТВ: «Чтобы телезритель в свое удобное время видел ту же самую программу, что и видят люди Московского региона или европейской территории. Человек не будет ночью смотреть то, что показывают для Москвы».

Работа идет круглые сутки. Программы в записи, например, через серверы заранее загружаются в эфирное расписание, а вот новости и некоторые ток-шоу идут на всю страну или отдельные часовые пояса в прямом эфире.

Зрителю новые технологии помогают сделать просмотр удобнее. Многие современные телевизоры, например, дают возможность отложенного просмотра или постановки эфира на паузу. Это тоже сближает то, как смотрят в Интернете и по телевизору.

Артём Кузнецов: «Вопреки прогнозам из фильма „Москва слезам не верит“, телевидение не отменило театр, книги, газеты, журналы, все это есть. То же самое примерно и с Интернетом. Более того, телевидение даже способствует распространению Интернета в определенной степени. Я имею в виду то, что инфраструктура телевещания используется в отдаленных населенных пунктах для подключения к Интернету социально значимых объектов».

Дружат с Интернетом и производители телепрограмм. Никаким блогам, например, точно не уступят креативные сюжеты репортера Алексея Квашенкина.

Алексей Квашенкин, корреспондент НТВ: «Когда вижу какой-то классный прием, я с удовольствием его заимствую, естественно, адаптирую. Мне нравится использовать какие-то вот такие трюки, немножечко, может быть, игровые. К примеру, можно лихо перескочить c одного побережья на другое».

Обогащение происходит взаимное. Многие форматы подкастов или шоу в Сети — это потомки классических телевизионных программ. Те же интервью, студии, профессиональный свет. Телевидение умеет выгодно использовать массовое распространение блогерства — видео теперь часто можно бесплатно раздобыть в Сети, плюс многие виды съемочного оборудования стали выпускаться массово и сильно подешевели. Тот же смартфон теперь — и телевизор, и камера.

Новые технологии производства тоже творят чудеса. Синхронизация компьютерного изображения нарисованных персонажей и движений реальных артистов в «Шоу Аватар» на НТВ стала сенсацией. А некоторые события НТВ снимает на камеру с углом
обзора 360 градусов.

Евгений Чихачёв, инженер спецсъемок телеканала НТВ: «360 — это моя любовь, прямо большая. Мы не привязываемся к одному определенному плану, мы можем снять один план и взять какой-нибудь фрагмент с любой точки, какой нам нужно. Это мы применяли в прямом эфире, делали „Русское лото“, оно было в формате 360, соответственно, прямой эфир, 360, смотрите, как поет Филипп Киркоров, смотрите, как выходит Валерия, вот как ведущие объявляют „Кубышка“. Это все было в формате 360 и получилось, на мой взгляд, очень достойно и очень сильно».

Опять же это слияние Интернета и телевидения. Чтобы воспользоваться возможностями такой трансляции, надо зайти на сайт НТВ.Ru и выбрать нужный ракурс. Ресурсы теперь тоже объединяются. Нашумевший сериал «Слово пацана» делался в сотрудничестве между НТВ и цифровыми платформами. В общем, был бы интересный контент, а как его смотреть — это вопрос удобства и технологий.

Все выпуски программы «Чудо техники».

Читайте также