В Москве проходит парад трамваев

06.04.2024, 11:05

Видеосюжет: Глеб Дудкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

В течение дня ряд улиц Москвы будет закрыт в связи с парадом ретротрамваев. Колонна начнет движение по Лесной улице, а затем составы выстроятся на площади Тверской Заставы. Там вагоны разных поколений можно будет увидеть вблизи.

Несмотря на то что многим вагонам в депо далеко за 50 лет, а это по трамвайным меркам — пенсия, все до единого еще на ходу. РВЗ 6 — одна из относительно поздних советских моделей. Первые экземпляры вышли с завода в 1960-м, часть из них в нулевых еще активно эксплуатировали, правда уже за пределами столицы.

Наталья Бажина, водитель трамвая, участница ретропарада: «Когда-то 20 лет назад я начинала работать именно на такой модели трамвая. Как бы парадоксально ни звучало, но именно на этой модели я делала свои первые шаги в качестве водителя трамвая. И каждый раз, когда я сажусь за управление этого вагона, меня переполняют эмоции — я вспоминаю тот самый свой первый рабочий день, когда я села за управление трамваем».

В послевоенные годы были разработаны и выпускались две основные модели трамваев — КТМ1 и МТВ 82. Вторая особенно запомнилась пассажирам. Это не просто трамвай — широкий, просторный, комфортный, оснащен кожаными мягкими сиденьями на 39 человек. Кроме того, здесь цельнометаллический кузов, который обшит дюралюминием, что в то время было характерно для самолетостроения. Неудивительно, что эта модель выпускалась на авиазаводе.

Одна из самых первых советских моделей вышла на рельсы в 1926-м. В ней еще отсутствовало отопление, салон был деревянный. Тем не менее трамвай зарекомендовал себя хорошо. Интересная особенность вагона «Коломенский моторный» — так называемый человекоулавливатель: решетка автоматически опускается в случае экстренного торможения и должна не дать человеку попасть под колеса. Также дополнительная защита установлена и вдоль бортов «Коломенского моторного». Но на деле она нередко использовалась зайцами.

20–30-е годы — расцвет трамвайного транспорта, однако желающих прокатиться часто было больше, чем вмещал салон. Конкретный вагон «Коломенского моторного» — заслуженный киноактер. Он снимался в фильме «Холодное лето 53-го», в его салон запрыгивал член банды Горбатого из «Места встречи изменить нельзя», в другом трамвае завязался узел любовной линии «Покровских ворот».

Юрий Егоров, историк транспорта: «В Москве они проходили, страшно сказать, до 1974 года. То есть история этих вагонов — без малого 50 лет. Вот такого частично деревянного вагона. Что интересно — списывали их не по техническому состоянию, они были исправны, просто морально устарели».

Самый старый действующий экспонат коллекции ретровагонов московского трамвая — фонарный вагон. Свое название он получил за стеклянный купол, который в светлое время суток наполнял салон светом. Первые модели начали свой путь по рельсам Москвы еще во времена Царской России.

Вадим Ягодин, диспетчер отдела управления наземным транспортом Московского метрополитена: «Это, пожалуй, первые отечественные вагоны, потому что наш трамвай начал свое движение на немецких вагонах, а это, скажем так, наше родное. Эти лошадки ходили по многим маршрутам Москвы, в том числе по легендарной Аннушке».

По праву старшинства именно фонарный вагон ведет колону ретротрамваев. Чтобы дать старичкам размяться, перед парадом провели две ночные репетиции, чтобы не создавать дорожный коллапс. Несмотря на время суток, нашлось немало желающих сделать пару красивых видео и фото. В субботу такая возможность есть у всех, кто посетит площадь Тверской Заставы, где полукругом выстроилась техника. Место выбрано неслучайно — сюда выходит Лесная улица, та самая, по которой 125 лет назад прошел первый электрорамвай, дав старт новой эпохе в жизни московского транспорта.

Читайте также