Сеченовский университет начал готовить VR-разработчиков для медицины

05.04.2024, 17:06

Видеосюжет: Глеб Дудкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

Столичным врачам и москвичам, которые нуждаются в лечении, все чаще помогают высокие технологии. Активно их используют и в обучении медиков. Так, Сеченовский университет начал готовить разработчиков виртуальной и дополненной реальности в медицине. Приложения и симуляторы выводят на новый уровень эффективность врачебного вмешательства. Сейчас по цифровому направлению бесплатно обучают студентов и ординаторов.

В симуляционных кабинетах нет настоящих пациентов, однако напряжение может быть даже выше, чем в случае реального оказания медицинской помощи, ведь по ту сторону окон за каждым шагом студентов внимательно следят эксперты. Сергей Трегубов учится на педиатра, решение стать детским врачом принял, когда еще сам был совсем юн. По стечению обстоятельств в 15 лет он попал на операционный стол к тульскому хирургу Павлу Дегтярёву.

Сергей Трегубов, студент Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова: «Врач относился к каждому ребенку как к своему: проявлял заботу, великодушие, каждого был готов носить на руках. Именно в тот момент я понял, что хочу быть таким же классным и добрым врачом, как Павел Юрьевич».

Сергей сдал экзамены и поступил в один из лучших медицинских вузов страны. В Сеченовском университете есть все, чтобы подготовить квалифицированного специалиста: и тренажеры, и насыщенные практические занятия. Чтобы достигнуть максимального погружения в работу врача, в обучении используют VR-аппараты, на которых студенты отрабатывают, к примеру, оперативное вмешательство.

Артём Каштанов, студент Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова: «На VR-тренажерах регулярно тренируюсь уже, наверное, на протяжении трех лет, и регулярная практика, отработка мануальных навыков помогли отточить наложение швов и последовательность операции до определенного совершенства».

Такой подход позволяет сберечь немало человекоподобных манекенов, на которых студенты тоже оттачивают навыки. Кроме того, VR-пространство позволяет имитировать огромное количество клинических ситуаций.

Юрий Васильев, профессор кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова: «Очень важно понимать, что виртуальный симулятор — это не замена, это не подмена понятий. Это нужно, чтобы человек, который пришел к нам из школы, погрузился в медицинскую среду, чтобы у него не было стресса или шока, когда он проводит какую-то медицинскую манипуляцию или, самое главное, не перепутал инструмент».

Перед тем как приступить к реальной операции, у студентов есть возможность потренироваться на симуляторе. Конечно, механику действий тут будет сложно отработать, но зато можно досконально выучить их последовательность, что не менее важно. Кроме того, здесь есть уникальная функция, которая позволяет взглянуть на ситуацию изнутри — посмотреть, как движется венозная и артериальная кровь виртуального пациента.

Специалистов, которые разрабатывают подобные комплексы, готовят на базе цифровой кафедры. В этом году открыли целое направление, посвященное ведению проектов виртуальной и дополненной реальности в медицине. После прохождения курса студенты разрабатывают собственный вариант обучающего аппарата.

Анастасия Ольховая, преподаватель Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова: «За каждым будет закреплен свой наставник-преподаватель, который поможет сделать и придумать идею тренажера для медицины виртуальной реальности, возможно, даже соединив с искусственным интеллектом».

Но не все сразу — первые полгода студенты с нуля знакомятся с темой: что такое VR, искусственный интеллект и как их можно использовать на благо медицины.

Станислав Грибков, начальник отдела виртуальной и дополненной реальности института электронного медицинского образования Сеченовского университета: «Основная задача нашего отдела заключается в том, чтобы показать им, какие реально проекты созданы, как они внедряются в обучение в медицине, как они внедряются в саму медицину, потому что VR не только в обучении используется, но и в клинической медицине».

Параллельно с учебой студенты цифровой кафедры работают над собственными проектами. Диана Ким разрабатывает мобильный аппарат, который позволит выявлять отклонения в сердечно-сосудистой системе на ранних этапах.

Диана Ким, студентка Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова: «Моделирование работы сердца в реальном времени даст возможность сделать цифровой VR-двойник сердца человека, его сердечно-сосудистой системы, и будет возможность предоставить доступ к этому двойнику врача для более точных и корректных назначений».

Никита, как хороший внук, решил облегчить работу своей бабушке-офтальмологу. Он работает над приложением, которое позволит практиковать навыки в виртуальной, то есть безрисковой среде.

Никита Морозов, студент Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова: «Это обучение больше рассматриваю как нетворкинг, и благодаря этому обучению я смог найти себе команду единомышленников, с которыми мы вместе создаем этот проект, потому что одному все сделать невозможно».

Сегодня технологии виртуальной и дополненной реальности применяются в обучении врачей, для планирования и навигации во время оперативного вмешательства, реабилитации пациентов. Сфера применения расширяется, и столичные вузы дают возможность студентам освоить перспективное направление, абсолютно бесплатно пройдя курсы дополнительного образования.

Читайте также