Как технологии позволяют вывести процесс обучения на современный уровень

03.04.2024, 12:17

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня»

В Москве начинает работу Международный салон образования. Это выставка технологий, призванных вывести процесс обучения на современный уровень.

Обучение старшеклассников все больше похоже на зарисовки из фантастики 80-х. Битва наземных дронов, пилотирование коптеров, программирование манипуляторов и роботизированных систем. Большинство оборудования зарубежное. Еще несколько лет назад это не было проблемой, но лицензии на ПО отозваны, прямых поставок нет. Российские разработчики только начинают выходить со своими продуктами.

Антон Марко, заместитель директора Института развития профессионального обучения МГПУ: «Ребятам надо как раз три провода самостоятельно прокоммутировать, поэтому набор со сборкой на элементарном уровне позволяет погрузиться в физику и инженерию электроники».

В серьезных объемах отечественный хай-тек образовательные учреждения стали приобретать только в прошлом году.

Антон Марко: «Это декабрь 2023 года, в 100 с лишним московских школ учебные стенды по промышленной робототехнике были поставлены».

Но при этом надо понимать, что часть компонентов все равно импортная.

Антон Марко: «Что точно остается в зоне малого замещения, так это управляющие платы — контроллеры».

Если школам важен результат, то Минпромторгу то, насколько отечественным будет само оборудование. На примере интерактивных панелей можно понять, как работает поддержка российского производителя. На госзакупках иностранная техника проигрывает оборудованию российской сборки, включенному в реестр Минпромторга, а оно в свою очередь проиграет той, что работает на базе российского процессора.

Владимир Буйвидис, генеральный директор BM GROUP «Фабрика инноваций»: «Мы покупаем у поставщика плату, которая в своем составе имеет процессор „Байкал“. Оперативную память покупаем отдельно, она тоже российская».

Однако сейчас «Байкала» не хватает для высокопроизводительных задач, например, 3D-моделирования. Нужен дополнительный модуль уже на базе процессора иностранного.

Владимир Буйвидис: «Клиент может купить отдельно, но вообще панель полностью работоспособна с „Байкалом“».

Похоже, что этот сегмент очень выгодный. Интерактивные панели уже заняли 70% от всего производства компании. За полтора года здесь их выпустили уже 14 тысяч штук.

Владимир Буйвидис: «Когда реестр появился, была одна компания производителей панелей, сейчас более 10 компаний. 10 производств появились с того момента, следовательно, 10 научных производственно-технических баз, появились рабочие места, цеха, это все развитие производства».

Пришлось даже написать собственную оболочку для работы с панелью, готовые программы не отвечали требованиям удобства и безопасности.

Никита Варгашкин, ИТ-проджект BM GROUP «Фабрика инноваций»: «Здесь мы видим, что меню расположено по радиусу руки и с крупными иконками. Только учитель знает пароль на интерактивной доске. Возвращается учитель и начинает урок».

Однако виртуализацию образовательного процесса одобряют не все.

Владимир Пичугин, директор предприятия «Химлабо»: «В большей степени все свое внимание уделяем традиционному ученическому эксперименту, реальному эксперименту, когда ученик делает все своими руками».

Только один комплект позволяет провести 90 экспериментов, практических и лабораторных работ.

Владимир Пичугин: «Он рассчитан на двух учащихся, его можно поставить на парту. Не нужно дополнительного оснащения, то есть можно проводить эксперименты в любой аудитории, не оснащенной под химию».

Есть еще решения для биологии, природоведению, физике, есть стационарные комплексы для учебной и проектной работы учеников. Чтобы оборудовать класс такими столами, нужно миллионов 5 рублей. И это только по одному предмету. На выставках много красивых, грамотных решений, но в школах их пока недостаточно, особенно если говорить не про столицу и крупные города.

Владимир Пичугин: «Я так скажу: мы сделали примерно 3500 комплексов. Изделие довольно дорогое и новое. Новое пробивать всегда сложно, но это не выставочное изделие, если вы хотите его заказать, я скажу: забирайте этот, я себе новый привезу».

Но надо понимать, что это малое предприятие, всего 40 сотрудников, своего рода опытное производство. Клиенты — тысяча с небольшим школ. Для бизнеса этого достаточно, для образования в стране — капля в море.

Владимир Пичугин: «В СССР были заводы большие, госпредприятия, сейчас этого нет. Ну, создайте завод. Это задача министерства. Мы готовы поделиться своими идеями, получить процент с выручки, консультировать, помочь освоить производство. Хотим, конечно, мы заинтересованы, чтобы в России было хорошее оборудование».

Любой опытный учитель скажет: чем нагляднее и насыщеннее урок, тем больше интерес ученика к предмету, поэтому важно, чтобы по-настоящему удачные экспонаты как можно быстрее перемещались с выставок в школьные классы и аудитории вузов.

Читайте также