Билет в один конец: в Шотландии началось рассмотрение законопроекта об эвтаназии

01.04.2024, 12:29

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

Пугающую статистику о состоянии британской медицины озвучила Национальная служба здравоохранения. Подробности приводит телеканал Sky News. Каждую неделю в приемном отделении неотложки умирают 250 человек, которые так и не успевают дождаться помощи. В приемном покое пациенты зачастую предоставлены сами себе более 12 часов. Все это говорит о глубоком кризисе в британской медицине и нехватке персонала. Масло в огонь подлили шотландские парламентарии, которые снова приступили к рассмотрению законопроекта об эвтаназии. Церковь традиционно против. Сами авторы документа называют свою инициативу заботой о неизлечимо больных, которые имеют право не мучиться.

Радостные депутаты шотландского парламента уже в третий раз предлагают законопроект об эвтаназии. К осени назначены дебаты и голосование. Депутаты утверждают, что у них в этом вопросе есть поддержка граждан, следовательно, законопроект теперь должен быстро проскочить в иной мир — мир законов.

Лиам Макартур, заместитель председателя шотландского парламента, депутат Либерально-демократической партии: «Общественная поддержка изменения этого закона подавляющая, с нами 2/3 населения Шотландии».

Законопроект предполагает разрешить эвтаназию неизлечимо больным старше 16 лет, чей диагноз подтвержден двумя врачами, без психических заболеваний и без признаков принуждения окончить жизнь. Чтобы исключить самоубийственный туризм из Англии, заявитель должен жить в Шотландии. В былые, как сейчас кажется, более счастливые времена из Англии через границу бегали жениться юные влюбленные, потому что раньше в Шотландии венчали ровесников Ромео и Джульетты без согласия родителей.

Ребекка Уилкокс, дочь неизлечимо больной пациентки: «Шотландия удивительная, она принимает правильные решения. Как бы я хотела быть шотландкой! Ограничение, которое разбивает мне сердце, заключается в том, нужно прожить в Шотландии год, чтобы воспользоваться законом и выбрать, как умереть».

Шотландия может быть первой юрисдикцией в составе Британии, которая легализует самостоятельный уход их жизни. Не исключено, что и на всю остальную Британию эта инициатива рано или поздно расползется. Попытка принять такой закон провалилась в 2015 году. Но глава лейбористов Кир Стармер предлагает немедленно обсудить эвтаназию в британском парламенте, если, вернее, когда он станет премьер-министром. Таково первостепенное предложение партии трудящихся трудовому народу.

Кир Стармер, лидер Лейбористской партии Великобритании: «Лично я за изменение закона. Для людей, которые сейчас проходят через это или имеют шанс попасть в такую ситуацию в следующие месяцы или год, это имеет большое значение. И любая отсрочка только затягивает агонию».

COVID-19 подействовал на британскую медицину, как на ослабленный организм: она его еле пережила и до сих пор задыхается. Очередь на операции в Британии к лету может достичь восьми миллионов человек. Противники закона об эвтаназии считают его лишь способом решить те вопросы, которые не может решить надорванная служба медицины.

Гордон Макдоналд, глава организации «Забота, а не убийство»: «Этот билль похож на канадский закон. Мы видим, что там к эвтаназии люди склоняются, потому что им просто одиноко, потому что у них нет той помощи, которая им нужна. По каким-то параметрам они могут подходить под медицинские требования, но большинство их проблем — экзистенциальные, и их нужно решать другим способом».

В Канаде прогремела история бедняка Амира Фасуда. Он заявил, что перспектива стать бездомным вызывает у него невыносимые психологические страдания, следовательно, он попадает под параметры, определенные канадскими законами для лиги самоубийц. Мужчину спасли. Телезрители собрали денег, он отозвал заявку. Церкви, как англиканская, так и католическая, обе теряющие влияние как в Канаде, так и в Британии, предостерегают от смертного греха.

Джастин Уэлби, архиепископ Кентерберийский: «Никакие меры предосторожности не могут усовершенствовать человеческое сердце, не могут сделать родственника добрее или врача непогрешимым. Никакие правила не смогут заставить человека с ограниченными возможностями или уязвимого чувствовать себя в безопасности, если закон будет изменен таким образом».

Швейцарская система, в отличие от канадской, для богатых, в этой стране смерть, как и жизнь, дорога. Для этого нужно стать пожизненным членом закрытого клуба и заплатить взнос, затем пройти медицинский осмотр и формальности, итогом которых станет стакан с ядом. Процедура стоит от 10 тысяч фунтов. В прошлом году членами швейцарского клуба стали полторы тысячи британцев.

Ясно, что государству дешевле избавиться от гражданина, чье лечение требует больших затрат и чье возвращение на работу маловероятно. Стакан яда стоит пару фунтов, а паллиативная или психиатрическая помощь — несколько тысяч. У тех, кто сегодня в Европе выступает за полный запрет эвтаназии, есть опасения, что, раз перешагнув табу, общество постепенно забудет о гуманизме и вернется к языческим порядкам, подобным тем, которые были в древней Спарте, где неперспективных членов общества скидывали со скалы.

Читайте также