«Партизан»: в Новосибирске идут испытания уникального беспилотника

10.03.2024, 09:07

Видеосюжет: Михаил Чебоненко (Михаил Чебоненко)
Видео программы «Сегодня»

В Новосибирске идут испытания уникального беспилотника, который может найти применение в районах специальной военной операции. Он только внешне напоминает легендарный кукурузник Ан-2, внутри — самая современная начинка. Благодаря продвинутым технологиям, аппарат сможет взлетать с ограниченной площадки и доставлять до тонны грузов на расстояние в тысячу километров.

Контрольное испытание «Партизана» прошло успешно. Взлет сверхкороткий, практически вертикальный. Способность взлетать с небольших неподготовленных площадок — необязательно это должна быть полоса на аэродроме. Простота пилотирования во всех режимах полета. То есть если за штурвалом новичок, и он допустил ошибку, машина его «прощает». Также есть возможность автоматизированного, то есть беспилотного управления.

«Партизан» — проект Сибирского научно-исследовательского института авиации имени Чаплыгина. К разработке этой машины ученые приступили в 2019 году по заказу Фонда перспективных исследований. Отрабатывались разные технические решения, которые опробовали на специальной летательной лаборатории. Остановились на одном.

Владимир Барсук, директор Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина, заслуженный летчик-испытатель России: «Уникальность „Партизана“ в наличии распределительной электрической силовой установки, которая обеспечивает обдув нижнего крыла, а также в биплановой схеме. В результате все эти решения позволяют обеспечивать очень короткие дистанции взлета и посадки, сопоставимые с дистанциями вертолетов».

У аппарата по четыре лопасти на нижних крыльях. Каждую вращает свой электродвигатель. При наборе безопасной высоты они автоматически складываются, при снижении — снова возвращаются в рабочее положение. «Партизан» может доставлять грузы на расстояние до тысячи километров. Этот биплан можно использовать в тушении пожаров, при орошении полей, а также в санавиации. Например, при быстрой эвакуации раненых, что актуально сейчас в связи с СВО. Речь идет и о пассажирских перевозках. Особенно «Партизан» будет полезен жителям труднодоступных территорий.

Дмитрий Смирнов, заместитель директора Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина по научной работе: «Если мы посмотрим на примере региона Аляска, там очень распространены перевозки охотников, рыбаков. В целом там перевозки у них на воздушных судах малой авиации очень распространены. По сути, во многих местах даже безальтернативны. То же самое касается и Российской Федерации. На наших просторах Сибири и Дальнего Востока таким образом можно было бы закрыть существенную часть задач по перевозкам пассажиров и грузов».

После успешного контрольного полета «Партизана» сибирские ученые и инженеры не расслабляются. Впереди кропотливая работа по автоматизации биплана. Нет, как поднять машину в небо без пилота, они знают. Но необходимо учитывать все тонкости и риски. Все-таки — одно дело электромобиль, который едет по земле, другое — авиатехника.

Практически все оборудование — отечественное. В серийное производство «Партизан» готовы будут запустить уже в конце этого года. Над усовершенствованием этой уникальной машины специалисты работают круглые сутки.

Читайте также