Варфоломеевская ночь на сцене: в Мариинский театр возвращаются «Гугеноты»

01.03.2024, 18:03

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Мариинский театр спустя 70 лет возвращает в репертуар оперу «Гугеноты». Спектакль во многом опирается на замысел самого композитора и его трактовку парижских событий 1572 года. На фоне кровавой Варфоломеевской ночи разворачивается трагическая история любви протестанта Рауля и католички Валентины.

Недаром композитора Джакомо Мейербера называли королем оперы. Для постановки его «Гугенотов» пришлось одеть аристократию французского двора времен позднего Возрождения в шелка и меха. Один из лидеров католической партии граф де Невер непременно должен носить плащ, подбитый снежным барсом, и для интерьера его дворца художники расписали тюль под гобелен в духе картин Босха.

Для постановки оперы времен религиозных войн между гугенотами и католиками вручную задрапировали пять километров ткани. Драпировка подчеркивает непомерную роскошь и в то же время тяжесть, а необычно собранной тканью мастера художественно передали образ темных мыслей, которые проникают в человека.

Сложнейшая задача для оформителей. Монументальная красота не должна затмить главную идею. Опера написана под впечатлением «Хроник царствования Карла IX» Проспера Мериме, где сюжет включает самую кровавую резню, устроенную католиками с протестантами на почве межконфессиональных отличий.

Валерий Гергиев, художественный руководитель-директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, народный артист России: «Иногда в такой кровавой, жесточайшей войне на уничтожение мир лишается даже каких-то символов, и народами гибли. История знает подобные страницы страшные. Почему-то это волновало музыкантов прошлого и не только Мейербера».

Для сцены Варфоломеевской ночи 1572 года заготовлены кинжалы в деревянных футлярах в виде креста. Исторически таких никогда не существовало, но важно было показать, как совершалось зло под прикрытием религиозных символов. В музыке и сюжете контрастно переплетаются трогательная мелодрама и чудовищная трагедия. Свадебный марш для эффекта играет оркестр за сценой. И гул церковного набата, который одновременно призывает к чудовищной резне и тревожно доносит о неотвратимости судьбы.

Недаром даже Конан Дойл увековечил эту страницу истории в приключениях Шерлока Холмса — отправил героев на «Гугенотов». В Мариинском театре решили, что превосходный музыкальный материал, которым восхищались в разное время в разных странах, не может не звучать со сцены.

Читайте также