Сердце метро: Большой кольцевой исполнился год

01.03.2024, 17:37

Видеосюжет: Вера Данилиди
Видео программы «Сегодня в Москве»

В столице отмечают день рождения крупнейшего в мире подземного метрокольца. Ровно год назад Владимир Путин и Сергей Собянин запустили движение по Большой кольцевой линии. 340 миллионов поездок совершили москвичи за это время по БКЛ. По будням ей пользуются около полутора миллионов человек. Как отметил мэр столицы, Большое кольцо принципиально улучшило транспортную доступность по всей Москве. Новые маршруты и более короткие пересадки позволяют горожанам экономить до 45 минут в день.

Все 70 километров путей Большой кольцевой линии умещаются на мониторе поездного диспетчера, а данные о состоянии приходят моментально. Так же быстро нужно и принимать решения. Диспетчеры — своего рода ангелы-хранители БКЛ. Чтобы поезда ехали, а пассажиры комфортно добирались до пункта назначения, нужно стопроцентное внимание диспетчера ежесекундно. Единый диспетчерский центр столичной подземки — мозг и сердце Московского метрополитена. Сотрудники одной из диспетчерских работают только с БКЛ, по ней же добираются на работу.

Вера Ведерникова, старший поездной диспетчер диспетчерского участка службы движения Московского метрополитена: «Ощущение завершенности, что наконец-то достроили и запустили Большую кольцевую линию. Ну и как пассажиру мне это тоже было достаточно приятно. Время в пути до работы сократилось минут на 20 у меня из-за Большой кольцевой линии».

20 минут — это только в одну сторону. Если пересчитать экономию времени с расчетом на год, то получится целая жизнь. Тот, кто хоть раз ездил по БКЛ, разницу уже почувствовал. С этим расчетом Большое кольцо и строили. Первые очертания БКЛ на карте генплана появились еще 1958 году.

Игорь Бахирев, первый заместитель директора Института Генплана Москвы: «Рабочее название изначально было „Третий пересадочный контур“, и с таким рабочим названием ее начали проектировать».

Спроектировали в итоге самое протяженное метрокольцо в мире, а замкнуть удалось его всего за несколько лет. Большая стройка стартовала в 2012 году. От пункта А до пункта Б прошло больше 10 лет, и за это время кольцевая проделала свой путь с северо-запада столицы до юго-востока. Отдельные участки линии начали открываться еще в 2018 году.

Валерий Кивлюк, исполнительный директор, руководитель дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект»: «За 11 лет работы невозможно выполнить такой объем без круглосуточного режима работы. <...> При таком количестве станций, учитывая дороги города Москвы, линия в разных районах разная. Мы пересекали практически весь город, под всеми существующими радиальными линиями делали пересадки. Тут весь арсенал, который существует на сегодняшний день, мы использовали».

БКЛ запустили, но это не конец — скорее новое начало. Развитие метрополитена продолжается, а кольцевая служит ориентиром для будущих проектов.

Андрей Бочкарёв, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики: «Мы продолжим вопрос, связанный с интеграцией, со строительством дополнительных переходов на существующие радиусы. Где-то, возможно, потребуется реконструкция действующих переходов, потому что мы так и планировали во втором этапе. Большая кольцевая линия, как я уже сказал, — это не только мощный транспортный каркас, но это основа и будущий каркас градостроительного развития города во всех сферах его деятельности».

Большая кольцевая линия отмечает свою годовщину — 1 марта 2023 года ее торжественно открыли на станции «Сокольники» президент страны и мэр столицы. Первую станцию метрополитена открывали здесь же. «Сокольники» в этом смысле — станция символичная. Здесь прошлое встречается с настоящим. Дизайн «Сокольников», теперь уже Большой кольцевой, посвящен началу строительства столичной подземки.

Николай Шумаков, главный архитектор института «Мосинжпроект», народный архитектор РФ: «Плакаты 1930-х годов каким-то образом сколлажированы с нынешней действительностью, с сегодняшним днем. Здесь и присутствует на потолке схема первой линии Московского метрополитена, начиная с „Сокольников“. Надо не забывать, что станция „Сокольники“ Сокольнической линии — это первая станция Московского метрополитена».

Многие станции ничуть не уступают музеям: «Нагатинский Затон» с его яркими рыбами, «Рижская» с ее порталами словно в будущее. Построили так, чтобы однажды эти транспортные точки стали памятниками архитектуры.

За год работы БКЛ москвичи определились с самой красивой станцией. На портале «Активный гражданин» больше всего голосов получила «Марьина Роща». Все пространства здесь выполнены в светло-белых тонах. Сердца москвичей покорила эстетика фарфора. На платформах стоят колонны в виде массивных фарфоровых чайников, а архитектурная подсветка создает эффект бесконечности.

Роман Евтушенко, директор проекта дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект»: «По замыслу архитекторов убранство станции должно нас относить к эпохе дворян и, как вы видите, на месте рабочих пилонов мы воссоздали такие пузатые фарфоровые чайники, что относит нас к чаепитию дворянскому».

За год работы БКЛ выработался особый ритм жизни кольцевой. Часто он попадает в такт с мировыми музыкальными произведениями. По пути на работу в столичной подземке услышать можно и поп-музыку, и Вивальди — ноты, которые настраивают москвичей и гостей столицы на новый день.

Связанные новости

Читайте также