В США растет скепсис относительно эффективности антироссийских санкций

24.02.2024, 10:20

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Видео программы «Сегодня»

Новый американский пакет антироссийских санкций глава Госдепартамента Энтони Блинкен назвал крупнейшим из когда-либо введенных против Москвы. В нем сотни новых рестрикций. Причем в список попали люди и фирмы из третьих стран, по мнению Вашингтона, помогающие нашей стране обходить ранее введенные ограничения. Однако вместе с ростом количества санкций растут и сомнения в эффективности этих мер.

Новые антироссийские санкции Соединенные Штаты приурочили к двухлетней годовщине начала украинского конфликта. Поэтому очередной черный список постарались сделать максимально внушительным. Более 500 новых ограничительных мер против российских предприятий и физических лиц.

Джо Байден, президент США: «Соединенные Штаты собрали коалицию из более чем 50 стран для поддержки Украины. Мы объединили и расширили НАТО. Мы не можем всё это бросить. Именно на это рассчитывает Путин, он надеется, что мы уйдем. Вот почему я буду говорить сегодня с лидерами большой семерки, некоторыми главами Евросоюза и НАТО и вот почему я объявляю о более чем 500 новых санкциях».

Под новые ограничения попали представители российского финансового сектора, оборонно-промышленного комплекса, компании и лица из государств, торгующих с Россией. Всего, по подсчетам Белого дома, число американских санкций, введенных против России за последние два года, теперь превысило уже 4000.

Вводя новые санкции Белый дом, впрочем, не забывает и о собственном благополучии. Российский металлургический сектор на этот раз почти избежал ограничений, как и энергетика — любое дальнейшее вмешательство в эти отрасли может грозить неприятностями на рынках, а Вашингтону в год президентских выборов такое совсем не нужно.

Рэйчел Зиемба, сотрудник центра Новой американской безопасности: «Одна из самых больших проблем. Они говорят: мы хотим навредить России, но при этом мы не хотим роста цен, не хотим, чтобы американские и прочие покупатели платили больше, чем Россия. И вот поиск этого баланса будет приоритетом. А Россия очень успешно перестроила экономику вокруг военно-промышленного комплекса и на это очень сложно повлиять».

Газета The New York Times более откровенна: «Если послушать представителей администрации Байдена, то Россия потерпела крупное стратегическое поражение (в санкционной войне — прим. автора) и оказалась в изоляции. Но если посмотреть за пределы Северной Америки и Европы, то эти утверждения не имеют под собой оснований».

Отсюда и сомнения у многих экономистов в эффективности вводимых ограничительных мер. Например, Международный валютный фонд в январе признал, что, несмотря на санкции, российская экономика растет быстрее, чем предполагалось. В 2024, по прогнозам, ее рост продолжится.

Стив Раттнер, экономист, главный исполнительный директор Willett Advisors: «Санкции — важная часть ведения войны против любого противника. Но мы должны быть реалистами в том, чего они достигли. В случае с Россией, к сожалению, они почти ничего не достигли. Если посмотреть на российскую экономику с начала конфликта, на валовый национальный продукт, то окажется, что экономика России только выросла почти на два процента. И это больше, чем у большинства европейских стран».

Тем не менее Белый дом уже пообещал продолжать санкционное давление и вместе с Европой рассматривает также более жесткие меры — забрать замороженные на Западе активы российского Центробанка, а это порядка 300 миллиардов долларов, и передать эти деньги Украине. Вашингтону это особенно выгодно, учитывая, что нижняя палата Конгресса никак не хочет раскошеливаться на поддержку Киева. А тут можно залезть в чужой карман и все оплатить. На прошлой неделе законопроект, позволяющий изъять российские активы, прошел голосование в одном из комитетов Сената. Но Соединенные Штаты не хотят отбирать российские деньги в одиночку. Они ждут одобрения Евросоюза, а там многие страны против. Все-таки подобный шаг по масштабам станет беспрецедентным в истории и может повлиять на многие международные законы, а также подорвет доверие к западным финансовым институтам.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также